29 апреля 1840 управляющий Борисовской вотчиной графов Шереметевых Христиан Христианович Брозинский уведомил своего хозяина Дмитрия Николаевича Шереметева через Домовую канцелярию о том, что Курский военный губернатор просил его, управляющего, письмом, дать сведения насчет домика Петра I: «…описание его, рисунок фасада, а также описание и рисунки орудиям, имеющимся в Борисовке, а также: колокола, какие-либо древности, какого бы рода они не были, пушки, кресты, сосуды, находимые древние монеты, укрепления, башни, и тому подобное. Если только возможно, необходимы и рисунки, хотя и не совсем искусные и краткое всему описание. Вы доставите большое удовольствие и будете иметь право на получение одного экземпляра атласа. («Статистический атлас Курской Губернии» прим. авт.). Тут надо обратить внимание и на предания народа, пользоваться малейшими указаниями, которые часто ведут к большим открытиям.
С чувством истинного почтения и преданности Вам, милостивый государь, покорнейший слуга Флип. 23 марта 1840 года. Курск».
Копию письма военного генерал-губернатора фон Флипа Брозинский переслал Дмитрию Николаевичу Шереметеву в Домовую канцелярию из которой был получен ответ: «Разрешить. Сентября дня 1840 года на особой записке, подвязанной к описи 1835 года». Наряду с несколькими достопримечательностями, имеющимися в Борисовке, описанными Христианом Христиановичем Брозинским, есть описание трофейных пушек, захваченных у шведов во время Полтавской битвы. Оно дано в Рапорте из Борисовского вотчинного правления в главную Домовую Его Сиятельства графа Дмитрия Николаевича Шереметева Канцелярию 26 июля 1810 года.
В этом документе говорится: «…приказ оной главной Домовой канцелярии писаный сего года минувшего июля от 29, а полученый в сем правлении августа 20 числа, испрашивать, чтоб имеющиеся здесь чугунных 10 пушек, состоящих из 219 пудов 39 фунтов веса, по негодности оных продать или с придачей променять на молотильную машину, потребную для хлебопашества деревни Орловка». Далее подробно рассчитывается какая от этого будет польза, сколько потребуется людей для приведения ее в работу и на ее обслуживание. Под конец: «Правление сим донеся, испрашивает предписания».
Из Домовой канцелярии следует Приказ: «На рапорт сего Правления от 31 истекшего октября, писаный относительно продажи имеющихся в слободе Борисовка чугунных пушек и о покупке в Москве молотильной машины, пушки же, хранящиеся издревле в Борисовке оставить, как они теперь есть, ибо если и употребить их в продажу, то польза от этого выходит не значительна. Да и желание графа всегда было иметь в достопримечательность древности Борисовской вотчины, где был некогда городок для чего и при случившемся пожертвовании сии пушки не велено было отдавать, о чем в вотчину и и посылается сей приказ. Ноября 25 дня 1810 года п о хозяйственной экспедиции».
Какого калибра были пушки неизвестно. В архиве графа Сергея Шереметева читаем: «8 чугунных орудий разного рода и разного калибра, из них пушек 7, единорог – 1 подаренных императором Петром Великим после Полтавского сражения фельдмаршалу. Орудия сии из числа отнятых у шведов, у некоторых отбиты цапфы и дельфины и прочие имеют повреждения». По другим сведениям, что изложены борисовским краеведом И. Г. Волковым в его рукописной книге, пушек было 10. Дальнейшую судьбу пушек, кроме тех двух, что дошли до наших времен, можно было бы, наверное, узнать из «Статистического атласа Курской губернии» Карла фон Флипа. К сожалению, он так пока и не найден в архивах. Ю. ТРУФАНОВ.
Ю. ТРУФАНОВ. |