Меню сайта
      Поиск
...
 Объявления
      Погода
...
Православные праздники
...
Праздники России
Главная » 2013 » Январь » 23 » Барвинским созданный театр.
13:49
Барвинским созданный театр.
  Время все дальше и дальше уносит нас в век двадцать первый. Мы настолько привыкли к телевизорам, компьютерам, что даже фильмы на большом экране в кинозалах почти не смотрим. И в театры, чтобы увидеть спектакль на сцене, не рвемся, спрашивая лишний билетик. В зрительных залах мест пустых и так хватает. Я не раз слышал от борисовских старожилов о том, какой была культурная жизнь в нашем поселке в те времена, когда борисовцам и мечтать не приходилось об электричестве, бытовой технике, когда верхом совершенства и музыкальной культуры считался граммофон. Иногда вспоминаешь тех, кто жил тогда в Борисовке, с кем приходилось общаться, и вдруг начинаешь жалеть, что кого-то не дослушал, на что-то просто не обратил внимание. И обида на самого себя тревожит сердце. Мог ведь расспросить поподробнее, а теперь время ушло, да и человек тот ушел в мир, откуда еще никто не возвращался. Как-то лет пятнадцать тому назад мне довелось беседовать с жителем поселка Владимиром Николаевичем Бобровым. Многим борисовцам был знаком этот интеллигентнейший человек. Он обладал глубокими знаниями в области литературы и искусства, мог ответить на любой вопрос, касающийся театральной жизни, наизусть знал имена не только великих, но и провинциальных режиссеров, актеров, драматургов. А еще он был неплохим фотографом. Его снимки нередко печатались в районной газете. О театре Владимир Николаевич мог говорить часами. Он и сам участвовал по молодости в драмкружке и играл во многих спектаклях, поставленных на борисовской сцене. Беседовали мы тогда долго, и мой блокнот почти наполовину заполнился пометками. Летели дни, месяцы, годы. Все больше вторгалась в умы людей рыночная экономика, проводились не очень понятные реформы, в домах борисовцев появлялись видеомагнитофоны, видеоплееры. Старшее поколение, пережившее революцию, гражданскую войну, постепенно уходило от нас. Как-то скромно и незаметно похоронила Борисовка и Владимира Николаевича Боброва. Но остались в блокноте записи, сделанные в давней беседе. А память дополнила рассказ местного театрала. Жил в Борисовке Павел Израильтянко – человек образованный, творческий, талантливый. Вот он и создал в слободе любительский театр, собрав вокруг себя местных почитателей драматического искусства. Было это еще до революции 1917 года. Стараниями Павла Яковлевича, за речкой, там где сейчас улица Красноармейская, был построен деревянный летний театр, где по субботам и воскресеньям ставились спектакли. В репертуаре были пьесы русских и украинских драматургов. Некоторые произведения принадлежали перу основателя этого театра, взявшего себе псевдоним Барвинский. Местное население с удовольствием посещало театр, с интересом наблюдая за тем, что происходило на сцене. И дело было, наверное, не только в развлечении. Как говорил великий Станиславский, если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь. Вот эта жизнь и отражалась в спектаклях по произведениям А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, в пьесах, написанных П. Я Барвинским. У Павла Яковлевича была маленькая дочь. Присматривала за ней девочка – нянька Саша Базалеева. Барвинский, обладая исключительным режиссерским чутьем, заметил в этой девчушке актерские способности и стал приобщать ее к театру. Вскоре Саше стали поручать серьезные роли в спектаклях. Но, умер Павел Яковлевич Барвинский, в России произошла революция, грянула гражданская война. Театральная жизнь в Борисовке затихла. И возобновилась она уже при советской власти. В конце двадцатых годов прошлого столетия в слободу приезжает на постоянное место жительства профессиональная актриса Александра Дюмина. Да, это была та девочка Саша, игравшая когда-то в театре Барвинского. Большой творческий путь прошла она с тех пор, как покинула Борисовку. Играла на сценах Петербурга, Киева, Москвы, Риги, Таллина, Одессы. Последние пять лет перед возвращением на родину работала в Харьковском передвижном рабочем театре. В тяжелое время разрухи и голода артисты этого театра написали обращение к своим коллегам в России: «… Мы несем в жизнь новые революционные идеи. Работники театров! Выше знамя в тяжелых боях на культурном фронте!». Под этим обращением стояла и подпись Александры Дюминой, сменившей фамилию Базалеева на фамилию своего мужа. В Борисовке Александра Федоровна собрала местных ребят и девчат влюбленных в театр, организовала драмкружок и, занявшись режиссерской деятельностью, начала ставить спектакли. Так как отдельного помещения для постановок не было, спектакли проходили по вечерам в залах заседаний райкома партии и райисполкома, где были небольшие сцены. Владимир Бобров учился тогда в местной профтехшколе. Однажды знакомые ребята, участвующие в дюминских спектаклях, взяли его с собой на репетицию. Актриса и режиссер заметила в парне, как она выражалась, искру божью. - Она, - вспоминал Владимир Николаевич,- сразу взяла меня в оборот и уже не выпускала из поля зрения. В парке молодежь слободы своими силами построила помещение летнего театра, вмещавшее около 500 зрительских мест. Здесь и состоялся первый выход Владимира Боброва перед публикой на сцену в пьесе «Республика на колесах». Действующих лиц в спектакле было много, и Владимиру пришлось играть в нем сразу три разнохарактерные роли: священника, инвалида без ноги и партизана. Это было серьезное испытание для молодого актера, но он выдержал его с честью. С тех пор, как признавался сам, и увлек его театр. Вскоре в Борисовке появился свой Дом культуры с залом на две сотни мест и просторной сценой. Здесь и начал ставить свои спектакли драмкружок под руководством А. Ф. Дюминой. Пьесы шли интересные, и наплыв зрителей был таков, что приходилось даже стулья ставить в проходах. Потом началось непонятное. Репрессии 1937 года коснулись и наших мест. Были арестованы и члены борисовского драмкружка Михаил Новиков, блестяще исполнявший комические роли, муж Дюминой Сергей, тоже исполнитель многих ролей в спектаклях. Деятельность местного театра пришлось на время прекратить. Все возобновилось только перед самой войной в 1941 году, потом опять затихло на время военного лихолетья. А когда пришла Победа, на сцену Дома культуры опять вышли наши артисты. Коллектив драмкружка, численностью до шестидесяти человек, был очень талантлив. И до войны, и после нее, по воспоминаниям В. Н. Боброва в нем, под руководством Дюминой, занимались ее брат Николай и его дочь Валентина, отец и сыновья Шевченко, муж и жена Биндасы, Николай Кравченко, Владимир Чекряк, Елена Прокофьева, Раиса Попитченко, Владимир Любенко, Алексей Кабыченко, Василий Николенко, Тамара Лысенко, Тихон Колтун, Раиса Павлюченко, Иван Сусло, Александра Евминова и многие другие. Немало интересного вносила в работу драмкружка массовик районного Дома культуры Наталья Козявкина, прекрасно рисовал афиши и декорации художник Михаил Хвостенко. Зрители с удовольствием смотрели в исполнении этого драмколлектива спектакли, поставленные по произведениям А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко, пьесы современных в то время драматургов. Среди них были «На всякого мудреца довольно простоты», «Гроза», «Наталка - Полтавка», «Шельменко - денщик», «Ночь перед Рождеством», «Бесталанная», «Горе от ума», «Таня», «Калиновая роща», «На дне», «Назар Стодоля», «Квадратура круга» и другие. А сколько фурора на борисовскую публику произвела поставленная А. Ф. Дюминой оперетта Гулак - Артемовского «Запорожец за Дунаем». Честно говоря, до сих пор невозможно представить, как Александре Федоровне удалось поставить сцене районного Дома культуры такую солидную вещь. Это какой же режиссерский талант и актерский опыт нужно было иметь, чтобы слить воедино музыкальное сопровождение в исполнении духового оркестра под руководством Александра Игнатьева и голоса самодеятельных артистов: баритон Ивана Григорьевича Сусло, мягкое сопрано Александры Петровны Евминовой, тенор Ивана Филипповича Юнченко. А ведь добилась! Не зря работала в больших театрах, не зря считалась талантливой актрисой. «Какая богатая жизнь прошла перед ее глазами, писала о Дюминой в 1964 году районная газета, - она работала в Петербурге в труппе Маяковского, слушала стихи Есенина в исполнении автора, после премьеры украинской оперетты в Риге ее руку пожимал Максим Горький…» Но, к сожалению, судьба творческого человека не всегда усыпана розами. Не обошла она шипами и борисовский драмкружок. Как-то Владимир Бобров, исполняющий комические роли в спектаклях, чем-то не понравился секретарю райкома партии, курирующему культурную жизнь в районе. В начальственный кабинет была вызвана Александра Федоровна. Ей, как руководителю творческого коллектива, громким тоном было приказано: Боброва на сцену не пускать! Расстроенная, она на очередной репетиции рассказала об этом Владимиру, заявив, что как бы там дальше ни было, отчислять его из состава драмколлектива не намерена. Вот только с его именем в афишах повременить придется. Так и сделали, а вскоре того чинушу перевели в другой район и все вернулось на свое место. Был и другой случай. Жена одного очень ответственного работника возомнила себя артисткой и решила играть в спектаклях, которые ставил драмкружок. По просьбе ее мужа Александра Федоровна пригласила его супругу на репетицию, дала читать сценарий. Та читает, а ни одного слова правильно произнести не может. Все, кто был в этот день на репетиции, слушали и молчали. Поняв, что ничего у нее не получается, неудавшаяся артистка засуетилась и, сославшись на занятость, убежала. Что она там наговорила дома своему мужу - неизвестно, но тот рассвирепел и вообще запретил Дюминой ставить спектакли. Правда, и этот вскоре покинул пределы района, а драмкружок продолжал жить. Спектакли ставили в поселке, на сценах сельских клубов, ездили в другие районы. Кроме этого в период посевной, уборочной кампаний артисты из драмкружка выполняли агитационную работу, выступая на полевых станах перед колхозниками с одноактными пьесами, сатирическими и вокальными номерами. После того, как Александра Федоровна Дюмина ушла на заслуженный отдых, руководить драмкружком стала ее ученица Тамара Лысенко. Старшее поколение борисовцев хорошо помнит пьесу «Барабанщица», поставленную ею на сцене районного Дома культуры. Но сама Александра Федоровна не прерывала связи со своими коллегами и учениками. Они обращались к ней за советом, выслушивали ее предложения. И никто лучше нее не мог сшить костюмы для артистов, участвующих в новых спектаклях и постановках. Были потом в Борисовке и другие талантливые режиссеры. Один из них - профессиональный актер, Заслуженный работник культуры СССР Андрей Филиппович Коноваленко, сделавший немало добрых дел для развития театрального искусства в Борисовке. Но это было уже в другие времена.
 
Районная газета "Призыв" 16 октября 2012 года
 
Категория: Борисовка | Просмотров: 1238 | Добавил: юрий | Теги: Барвинский, борисовка | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Местное время
      
  Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
   Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
...
...
...
    
 
Официальные
сайты  района
    
 



...
 Форма входа

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
         
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz