Из наиболее значительных промыслов в Белгородской губернии был иконописный, который зародился в сл. Борисовке, принадлежащий графу Б.П. Шереметеву. Его возникновение не случайно. Белгород со второй половины XVII века являлся центром Белгородско-Обоянской епархии. На территории губернии в уездных городах и губернском Белгороде строилось большое количество храмов, для украшения которых приглашались живописцы из Москвы и Санкт-Петербурга. Назревала необходимость иметь местных мастеров. Граф Шереметев эту задачу решаетв начале XVIII века. В с.Борисовке в 1711 году им был основан Богородице-Тихвинский женский монастырь. Для иконописных работ и росписи храмов граф прислал из С.-Петербурга опытных живописцев, которые кроме основного занятия стали обучать иконописи борисовских крестьян. С иконописным промыслом было тесно связаны и другие, побочные промыслы: дощечный, для икон, киотный, позолотный, иконообделочный. К концу XVIII века и еще более – в XIX веке иконописание Борисовской слободы пользовалось большим спросом. Из среды борисовских умельцев вышло много знатных художников. Несмотря на то, что масштабы иконного производства и качество продукции Борисовки, в сравнении с такими признанными центрами позднего иконописания как Мстёра, Холуй и Палех выглядят менее убедительными и художественно интересными , эта слобода Грайворонского уезда Курской губернии со второй половины XIX в. играла более чем заметную роль в производстве икон, снабжая ими юг и юго - запад России. Помимо самой слободы, церкви которой были украшены работами местных мастеров, борисовские иконы наполняли курский и малороссийские рынки, и достигали Кавказа. Во многих малороссийских и южных великорусских губерниях борисовские иконы были неотъемлемой частью храмового убранства и домашнего молитвенного обихода. Известно также, что развозчики и продавцы борисовских икон завозили и сбывали их в Болгарии и Сербии. Такая обширная география распространения борисовских образов, должна была предполагать довольно внушительное число кустарей - иконников и более - менее высокую производительность труда. Действительно, в 1901 году в Борисовке иконописным промыслом занималось около 800 человек. В 1902 году при содействии председателя Комитета попечительства о русской иконописи, потомка легендарного фельдмаршала графа С.М. Шереметева, в Борисовке состоялось открытие Учебной иконописной мастерской .
Четырехлетнее обучение было бесплатным.
На эту же тему -
|