Меню сайта
      Поиск
...
 Объявления
      Погода
...
Православные праздники
...
Праздники России
Главная » 2011 » Декабрь » 10 » Хотмыжская духовная святыня.
10:41
Хотмыжская духовная святыня.
 Чтобы понять значение Хотмыжского Знаменского мужского монасты­ря в нашей жизни, мы должны отве­тить на два вопроса: Почему мужской монастырь, города-крепости Хотмыжск, возник именно на правом бе­регу реки Локни, где сейчас село Красный Куток? И почему Знаменс­кий Хотмыжский мужской монастырь исчез? В начале 17 века Московское госу­дарство укрепляло южные и юго-западные границы Руси. Возводились города- крепости с православными монастырями, которые являлись жиз­ненно важными центрами для при­влечения населения, по обустройству «Московских окраин». На Руси было принято основывать новые поселения на реках. Речную воду использовали для питья, приго­товления еды, поения скота, развития сельского хозяйства. Живописные долины тихих рек Готни и Локни с широкими луговыми поймами, с большими площадями черноольшаников и ивняков, с близ­лежащими широколиственными леса­ми, с низинными болотными топями, трясинами, мочажинами, с большим количеством родниковой воды, с бо­гатыми рыбными и охотничьими уго­дьями, безусловно, были привлека­тельны для переселенцев с цент­ральной России. Граница водных бассейнов рек Гот­ни и Локни проходила по водораз­дельному холму. Особенностью водо­раздела является существование большого количества оврагов и ба­лок разных размеров. вместо расположения православно­го монастыря было выбрано на са­мом высоком правом берегу реки Локня, недалеко от водораздельного холма, где начинается граница лвух водных бассейнов. На высоком холме стоит «как сон столетий», чудом уцелевший Божий храм. А рядом, внизу, у подножия хол­ма, как и тысячи лет назад, течет ти­хая река Локня с шепотом задумчи­вых ив у воды, с ржанием стреножен­ных коней на лугу, с морем луговых цветов, с гулом бархатных шмелей. С шелестом, на противоположной сто­роне, вековых дубрав, с избами, рас­положившимися по буграм. И от нетронутой временем, увиден­ной красоты, невольно начинаешь понимать и набеги степных кочевни­ков и нашествия монголо-татар Хотмыжский Знаменский мужской монастырь явился опорным центром в экономическом развитии уезда. Выбор места оказался самым удоб­ным, для управления монастырскими поселениями, расположенными на территории водоразделов двух рек: Готни и ее притока Лбкни. Управлять монастырскими поселениями не со­ставляло большого труда, даже если они и находились на территории дру­гого водораздела, в верховьях реки Готни. Для этого достаточно было преодолеть лесистую балку, Попов лес. А затем следовать по водораз­дельному холму, оставляя с правой стороны леса Локненского водораз­дела, Царино и Крюковский. И сразу перед глазами открывается широкая стена, удивительного по своей красо­те, широколиственного леса - Попадино, расположенного уже на терри­тории другого водного бассейна, по­чти что у самого истока реки Готня. Лесное урочище - Попадино, воб­рало в себя огромное плато луговой поймы реки. Здесь располагается уникальное по своей красоте поймен- но-низменное лесное болото со сво­им растительным и животным миром. Плато луговой поймы заселялось переселенцами с центральной Рос­сии, в том числе и переселенцами старинного города- крепости Волхо­ва Орловской области, который в кон­це 17 века потерял свое оборонное значение в связи с расширением гра­ниц Московского государства. В селе Введенская Готня, где происходило введение переселенцев на земли Знаменского мужского монастыря, фамилия Болховитина была очень распространена. Фамилия старинная и образована от древнерусского го­рода Волхов с суффиксом -итинов. Фамилия раньше принадлежала ис­ключительно только дворянскому со­словию. Плато луговой поймы реки Готня, по своей уникальности и неповтори­мой красоте, не уступает любому зна­менитому месту в пойме всем извес­тной реки Ворсклы. Чего только стоит один вид поймен- но-низменного лесного болота на фоне двух охватывающих крыл баг­ряного широколиственного леса по осени. Но монастырь это, прежде всего духовный источник, из которого во все времена народ черпал и черпает силы. Святые отцы монастырь назы­вали нравственной врачебницей и предупреждали, что праздное времяп­ровождение в обители, приводит к развитию страстей, которые развра­щают человека. И всякий инок, посту­пающий в монастырь, должен был жить в строгом послушании, отсекая свою волю, и начиная исполнять волю настоятеля своей православной оби­тели. И здесь важно, было соблюсти разумное сочетание труда и молит­вы. В монастыре были и строительная артель, и сенокосные угодья, и пахот­ная земля, и бобровые гоны, и водя­ные мельницы, и рыбная ловля, и хле­бопекарня. Жизнь в православной обители вселяла в человека тихую, немеркну­щую радость, поселяла в его душе мир, от предания всего себя в руки Божии, и одновременно не допускала праз­дности. Люди к монашеству относи­лись с большим доверием, недаром святые отцы говорили: «Свет для мира - иноки, а свет для инока - ангелы». Заселение происходило не толь­ко переселенцами с центральной России, но и «Черкассами» с Украи­ны. Черкассами называли малороских казаков, которые поступали на царскую службу и по Указу царя по­лучали угодья и земли в Хотмыжском уезде. Одновременно с заселением тер­риторий уезда происходило и попол­нение братии монастыря западными монахами, что делало Знаменский мужской монастырь более влиятель­ным среди народа. Западные монахи, в сравнении с монахами Хотмыжского монастыря, набранными в основном из служилых людей города-крепости: по старости, по болезни, по ранениям были более искусны в духовной брани. Они при­несли в православную обитель ико­ны и книги, опыт и традиции своих бывших монастырей, знание ремесел и самое главное, знание учения свя­тых Отцов о тесном пути. В 1725 году в Знаменский Хотмыж­ский мужской монастырь была пере­несена чудотворная явленная икона Казанская Божия Матерь с Карповекого Покровска Соловецкого монас­тыря Жизнь монастыря, ради самого себя окончилась. Монастырь начал служить Богу и народу. Но почему же тогда Знаменский мужской монастырь, с успехом решив­ший поставленные перед ним госу­дарственные задачи по колонизации новых земель, по приобщению прожи­вающего народа к православию, ос­тавивший такой мощный след на Хотмыжской земле, исчез? Что явилось причиной исчезновения православ­ной обители? Потеря ли в 1797 году городом Хотмыжск уездного статуса, вследствие расширения государ­ственной территории, или еще ранее в 1764 году указ о секуляризации, когда у духовенства были отобраны населенные имения и монастырь ока­зался за штатом? Но ведь мы знаем примеры право­славных обителей, которые в прямом смысле были стерты с лица земли. И, тем не менее, они упрямо восста­навливались и продолжали служить Богу и народу. Мы видим усилия Знаменского мужского монастыря, не сложившего руки даже тогда, когда он находился в заштатном положении. Даже в это время на его территории в 1772 году поднимается удивительный по красо­те Знаменский храм Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: « Монашество и монастыри утверждены были Святым Духом чрез избранных сосудов Его преподобных Отцов. Восстановление монастырей а прежней духовной красоте их, если это восстановление входит в состав предопределений Божьих, может пос­ледовать только действием особой благодати Божией чрез пооредство таких же достойных орудий». Имеются ли такие «достойные ору­дия» в наше время, не оскудела ли наша земля людьми высокого духов­ного подвига? Умеем ли мы понимать и ценить духовный подвиг своего народа? Или непоколебимо без всяких сомнений с гранитной верой в душе, однознач­но заявим: «Нет!». Но кто же тогда сохранил жемчу­жину духовной святыни, «как сон сто­летий» Знаменский храм на высоком берегу реки Локня? Кто отстоял от гнусного поругания и не позволил территорию православной обители превратить в руину и «мерзость запу­стения»? (Мф. 24; 15) Разве это не подвижники нашего времени, разве они не являются теми « достойными орудиями», о которых писал Игнатий (Брянчанинов)? Одним из них, на мой взгляд, и яв­ляется в нынешнее время настоятель Знаменского храма села Красный Куток, отец Иоанн. Ведь это его под­вижнический труд окормлял и окормляет мастеровой народ села и па­ломников православного мира, кото­рые чтили и продолжают чтить Хотмыжскую духовную святыню.
 
П. МАЛЬЦЕВ.
Категория: История и легенды Хотмыжского края | Просмотров: 983 | Добавил: юрий | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Местное время
      
  Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
   Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
...
...
...
    
 
Официальные
сайты  района
    
 



...
 Форма входа

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
         
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz