Следующий этап в жизни монастыря имеет своим началом рубеж XVIII и XIX веков, когда управление вотчиной и опека обители перешли в руки графа Николая Петровича Шереметева. Этот период ознаменовался рядом преобразований в устроении монастыря, которые послужили основой для его последующего благоденствия и процветания. В 1789 г. граф писал преосвящ. Феоктисту (Мочульскому) (1787-1818 гг.), епископу (впоследствии архиепископу) Белгородскому и Курскому: "Преосвященный Владыко, Милостивейший Государь мой! На почтенное письмо Вашего Преосвященства о состоянии в слободе моей Борисовке, Тихвинской пустыне, имею честь объяснить, что я за первое основание считаю не переменять постановлений, которые угодно было покойному родителю моему учредить, а следуя тому, охотно желаю я помянутую пустынь содержать на том же точно основании, как оная и при покойном родителе моем была, прося при том Ваше Преосвященство продолжить к той пустыне и прежнее покровительство Ваше. Впрочем с истинным почтением есмь всегда. Милостивый Государь мой, Вашего Преосвященства покорный слуга Граф Николай Шереметев. Августа 21-го дня, 1789 года". Точное исполнение этого письма мы видим в постоянном внимании графа к нуждам обители, во все время его последующей жизни (1788-1809 гг.). Отношение нового владельца Борисовки к ее обители нам мало известно до 1800 года. К этому времени мы относим прибавку жалования и хлебного довольства игуменье и монашествующим, необходимость которой была показана в предыдущей главе нашего повествования. Эта прибавка послужила в дальнейшем основанием штатному положению 1800 г. Других перемен в обители до этого времени не видно: только в 1793 г. начальница Борисовской пустыни, Александра Шарова, по распоряжению духовного начальства, была перемещена на покой в Харьковский Вознесенский женский монастырь, а вместо нее начальницею в Борисовскую пустынь была определена из Белгородского женского монастыря монахиня Анфия, старица добрая и благочестивая, которая управляла обителью до 1801 г. Каково же было устроение и внешний облик монастыря к началу XIX века, по прошествии свыше восьмидесяти лет со времени его возникновения? Как видно из описи 1799 г., монастырь находился в следующем состоянии. Обитель имела две церкви - во имя Преображения Господня, во имя иконы Тихвинской Божией Матери. Последняя была построена из дерева на каменном фундаменте, крестообразно о пяти главах. Главы эти были покрыты железом, а по железу вызолочены листовым золотом. На главах же были кресты железные, позолоченные таким же образом. Кровля храма была покрыта "красною мумиею", стены же побелены. Внутри храма по углам около дверей и окон было выкрашено голубой и белой красками. Иконостас этой церкви был четырехъярусный, местами с позолоченной резьбою, местами гладкий, поля же его были выкрашены "лазоревою краской". "В сей церкви подле иконостаса по правую сторону киот при двух столбах с верхом резной вызлащенный, а гладкие места высеребряны; вокруг оной иконы в том же киоте написано 13 изображений Богоматери; в нем чудотворная икона Тихвинской Богоматери с Предвечным Младенцем. На которой иконе риза и венец с одною короною серебряною кованою вызолочены, каменьями яхонтовыми, изумрудами и простыми хрустальными осыпаны, занавес штофный по белому полю золотой цвет с разным цветом". У этой иконы после множества исцелений люди оставляли различные привесы, как то: кресты, иконки, нити жемчуга, кольца, серьги, деньги и так далее. Все эти вещи и привесы по времени были употреблены на разные обделки икон, преимущественно же на украшение ризы к иконе Тихвинской Божией Матери, пожертвованной оптинским старцем иеросхимонахом Леонидом в 1838 году, привезенной им из Тихвинского монастыря, мерою и изображением с явленной иконы (см. Примечание в конце книги). "На храмовом аналое икона Тихвинския Богоматери, на которой оклад поля и венцы серебрянные вызолоченные, в венцах пять штучек финифтяных, онаго же образа риза вынизана китайским жемчугом, с верху звезда алмазная, по бокам две звездочки бирюзовыя, в средине по брилианту маленькому, около лику местами вынизано настоящим жемчугом" . Посреди церкви висело медное посеребренное паникадило (люстра) о 16 подсвечниках, при нем было привешено стеклянное яблоко (шар), в середине которого располагались различные фигуры. Вторая церковь, во имя Преображения Господня, являлась "теплой", то есть в ней службу справляли круглый год, в том числе и в зимние морозы. Она была с довольно низким потолком, построена с трапезною из липового брускового дерева и покрыта гонтом. Церковь была одноглавая, глава была покрыта железом и выкрашена зеленой краскою, глава была увенчана железным позолоченным крестом. Иконостас храма был двухъярусным, с позолоченной резьбою. Монастырские трапезная и кухня были под одной кровлей с Преображенской церковью. Келий монашеских было в пяти связях восемь, да еще особо одна келья для начальницы обители. Все постройки были деревянными. По этой причине монастырь, по воспоминаниям жителей, несколько раз горел. В монастыре был амбар для ссыпки хлеба, зимний погреб и скотный двор со множеством хозяйственных и жилых построек. Обитель имела восемь коров, пять быков, двух телочек шесть подтелков, бычка и двух меринов (лошадей). Для прокорма скота монастырь располагал 16 десятинами сенокоса в урочище близ реки Ворсклы на т.н. Копанках. При монастыре был священнический двор, где жил священник Федор Турьянский. Другой священник, Ефим Алабушев, жил на собственном дворе. У этих батюшек издавна во владении находилась сенокосная левада мерою 8 десятин в упомянутом урочище. Рассмотрев внешний облик и хозяйственный быт монастыря, обратим внимание на его обитательниц. Из Ведомости, поданной от обители в Белгородскую Духовную Консисторию за 1788 г. видно, что в монастыре в том году состояло: 1. Начальница Александра Шарая (52 года); 2. Уставщица Надежда Тверская (47 лет); 3. Клирошанка (поющая на клиросе) Ульяна Ткачова (47 лет); 4. Клирошанка Тарсилия Гезева (48 лет); 5. Клирошанка Магдалина Данилова (47 лет); 6. Любовь Гаврилова (55 лет); 7. Маргарита Журавлева (57 лет). Двое последних по неграмотности, слабости здоровья и дряхлости никакого послушания в отличие от остальных не несли и в 1789 г. были заменены новыми монахинями: клирошанкой Манефой Дементьевой (47 лет), переведенной из Изюмского женского монастыря, и пономаркой Марионилой Кармазиновой (50 лет), неграмотной. По уже знакомой нам описи монастыря 1799 г. состав сестричества приобрел некоторые изменения: 1. Игуменья Анфея; 2. Ефросинья; 3. Тарсилия; 4. Марионила; 5. Магдалина; 6. Миропия; 7. Улита. Как видим, из прежнего состава в обители по-прежнему подвизались Тарсилия, Магдалина и Марионила. О сестрах Тарсилии и Мариониле мы будем иметь рассуждение несколько позже. Кроме вышеупомянутых игуменьи Анфеи и шести монахинь в монастыре по указу графа жили Анна Матвеевна (вдова приказчика села Останкова Петра Сергеева) и вдова Пелагия, в отличие от монахинь (черниц) Анна и Пелагия были "белицами", то есть немонашествующими. Таким перед нами предстает Богородицко-Тихвинский монастырь в конце XVIII в. Начало нового, девятнадцатого, столетия ознаме- новалось для монастыря одним немаловажным событием, послужившим краеугольным камнем для его последующего благоустройства и процветания. Этим событием было утверждение графом Николаем Петровичем Шереметевым 27 апреля 1800 года нового штатного положения, которое окончательно заменило те пункты "завета" основателя монастыря, что касались материального обеспечения обители. Мы уже видели, что и прежде содержание обители не раз изменялось против "завета" основателя прибавкою денежного и хлебного жалования силой именных графских указов, что было мерою вынужденной по времени и изменением в ценности монеты и увеличением цен на жизненные потребности. Совокупность этих причин и неудобства, связанные с устареванием "завета" основателя, давно требовали существенного изменения в отношении содержания обители и обеспечение этого изменения постановлением, сообразным с действительными потребностями времени и места. Граф Николай Петрович, вняв этой необходимости и желая видеть расширение обители, увеличил ее штат вдвое против прежнего и новым положением даровал монашествующим безбедное по тому времени содержание, исчислив его на каждую монахиню порознь, дозволив получать хлеба и проч. по усмотрению игуменьи деньгами или натурою. По положению 1800 г. содержание монастыря было следующим: игуменья получала 100 рублей (включая сюда продовольствие); 24 монахини - 1032 рубля на всех; 2 священника - 22 рубля 50 копеек на двоих; 4 сторожа - 106 рублей 40 копеек на всех; скотница получала 26 рублей 60 копеек; шапор (завхоз) - "положено давать ту льготу, какая теперь дается от миру". Скота полагалось: 10 коров, 3 лошади, им на сено и овес - 29 рублей 8 копеек. Для разъездов предписывалось сделать тамошним мастерам одну таратайку, одни дроги и одну кибитку, да дать упряжь. Всего на содержание обители положением 1800 г. выделялось 1929 рублей 32 копейки. Выплату этого содержания предписывалось производить ежегодно в два срока - первую половину в начале января, а вторую в начале июля. Граф Николай Петрович не ограничился только законотворчеством - в декабре 1801 г. он дает распоряжение вотчинному правлению о постройке в монастыре новых келий, разрешив для этой цели заготовить необходимое количество леса из т.н. Графских дач. Из документа, датированного 1822 годом, можно видеть, что благосостояние монастыря стало улучшаться. Игуменья Августа указывает, что за восемь лет она собрала более 23 тыс. рублей и просила сначала опекунов, а затем и самого графа Димитрия Николаевича Шереметева о строительстве новой каменной церкви вместо деревянной. В разное время было отпущено 15 тыс. рублей из оброчных денег. При строительстве храма было допущено много злоупотреблений, за что управляющий Борисовской вотчиной барон Клодт был отстранен от должности, а должностные лица были наказаны материально. В дальнейшем шло строительство новых келий и второй церкви. Ныне в Борисовском краеведческом музее хранится медная доска с текстом следующего содержания: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа Аминь. 1831 года 29 дня Сентября Основанъ Храм сей во именование Преображения Господня при ИМПЕРАТОРЕ НИКОЛАЕ I. Иждивением Графа Дмитрия Николаевича Шереметева; под надзоромъ Управляющаго Имением Титулярнаго Советника и Кавалера Грачева; съ Благословения Преосвященнейшаго Епископа Иннокентия Курскаго и Белоградскаго и кавалера, заложен Священно-Архимандритомъ и кавалеромъ Иоасафомъ Курскимъ." Помимо молитвенного бдения и хозяйственных обязанностей монахини занимались иконообдельческим ремеслом, то есть украшали иконы золотой и серебряной фольгой, "одевая" их в ризы. В обители была довольно крупная библиотека, где в конце XIX века имелись очень ценные издания: сочинения епископов Лазаря Барановича, Феоктиста Мочульского и Илиодора.
Источник - БОРИСОВСКАЯ БОГОРОДИЦКО-ТИХВИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ История основания, ее подвижники, чудеса при Тихвинской иконе
Божией Матери
Составитель Павел Субботин |