Борисовский Тихвинский женский монастырь будучи основан по обету знаменитым сподвижником Петра Великого генерал-фельдмаршалом графом Борисом Петровичем Шереметевым в честь знаменосной иконы Тихвинской Божией матери в благодарное воспоминание о богодарованной Ее всесильным заступом в славной Полтавской победе имеет значение исторического памятника. Возможно, перед Полтавской битвой или после нее графом Борисом Петровичем Шереметевым был дан обет построить женский Тихвинский монастырь в знак благодарности иконе Тихвинской Божией Матери за дарованную победу русского воинства. Об этом решении документальных данных не сохранилось. Но до наших дней дошел один документ-распоряжение Бориса Петровича о строительстве монастыря в Борисовке и справка об этом событии в Домовую канцелярию: «По справке оказалось: означенный Тихвинский монастырь сооружен в 1713 году Его Сиятельством покойным графом Борисом Петровичем Шереметевым и был содержан на иждивении его потомков. Мая 16 дня 1820 г.». Второй документ привожу полностью. «От Бориса Петровича в вотчину мою местечко Борисовку коменданту Cтепану Перяшникову. Сего сентября 4-го дня отписку твою, через посланного сторожа в Киев, получил. О строении монастыря иметь старанье и строить по-прежнему и по сему моему Указу, чтоб небольшим коштом. И что надлежит мастеровым людям от того строения за работу, давать из моих тамошних доходов с запискою. Канастас сделать по размеру: вначале царские врата; на правой стороне Спасителев образ, на левой стороне образ Богородичен Тихвинской настоящего храма. На северных - образ Бориса, на южных - Глеба. Над царскими вратами - Троицы по размеру между праздниками, а потом, сверх праздников, образ Спасителев со Апостолы, по обыкновению и ежели возможно, сверх того, Распятие Господне... Рука моя. Сентябрь 11 дня 713 года. Из Киева». В Указе от 11 сентября 1713 года упоминается, что о строении Монастыря иметь старание «по прежним и по сему моему Указу». Т. е. еще до этого момента Шереметевым были даны распоряжения о строительстве монастыря, возможно, устные, но документы об этом отсутствуют О значении сей обители в отношении духовном ясно свидетельствует уже одно то, что в ней в 1872-1880 годах, кроме монашествующих, находилось до 300 насельников (проживающих в нем), из коих немалое число принадлежит к дворянскому и купеческому сословиям. Данная публикация имеет цель познакомить современного читателя с возникновением обители, отношение к ней ее знаменитого основателя и его потомков в течение многих поколений, вплоть до 1917 года. Монастырь был процветающим церковным учреждением, его красоте радовались и гордились не только борисовцы, он был известен далеко за пределами 'Белгородского и Харьковского края, Сохранившиеся фотографии передают его красоту и изящество архитектурных построек. Все, кто лично посещал этот монастырь, удостоверялись, что завет Бориса Петровича, чтобы монастырь был в почтении, вполне достигнут цветущим состоянием обители и ее благоустройством внешним и внутренним. Восстанавливая память о далеком прошлом нашей малой Родины, сделаем несколько необходимых замечаний:
1.Монастырь рос, перестраивался, расширялся, поэтому в разные годы он внешне выглядел по-разному.
2.Особенно хорош был вид обители с того места, где ныне мост через Ворсклу недалеко от Михайловского храма.
3. Прямо от моста шла полевая дорога, которая терялась в глубине леса. Слева от нее, вдоль реки сенокосная левада, Монастырская и Священническая. Направо от дороги был кирпичный завод, а далее были расположены хутора.
4. Поднимаясь по дороге, ведущей в монастырь, люди видели перед собой совершенно обнаженную гору, с растущими на ней отдельными вековыми дубами.
б.Тропинка по небольшой долине отделяла возвышение, на нем против северозападного угла обители занят склон монастырским кладбищем, на нем видна часовня, окруженная памятниками, позади кладбища виден монастырский сад, все это обнесено деревянной оградой.
6. Поднявшись на гору, видели здания скотного двора и избы для сторожей.
7. Богомольцы и странники, останавливающиеся в гостинице, питались ежедневно и бесплатно, но каждый, кто желал , мог положить в имеющуюся кружку в гостинице сколько кто может.
8. Богомольцы могли помолиться в храмах монастыря и полюбоваться красотами природы вокруг.
9.Обитель оставляла самое приятное впечатление, поэтому ее называли «земным раем». И не напрасно. Очаровательное местоположение, тихая, удобная жизнь, порядок и благоустройство делали эту обитель одним из надежнейших пристанищ для ищущих спасения в удалении от мира.
10.Знаменитый сподвижник Петра Великого, первый русский фельдмаршал из природных русских дворян граф Борис Петрович Шереметев основал женский монастырь в честь знаменосной иконы Тихвинской Божией Матери в благодарное воспоминание о замечательном событии той поры - битвы Полтавской, победа в которой куплена дорогою ценою русской крови и покрыла военной славою Россию. Обрадованные победою и относя как ее так и чудесное сохранение своей жизни, веруя в заступничество Божией Матери, Шереметев на пути из-под Полтавы, посетил свою вотчину, которая тогда еще была не велика и не богата, только новоустроенная. Здесь-то Борис Петрович, давший обет перед Полтавской битвой, основал Монастырь в честь Тихвинской Божией Матери. Предание утверждает, что якобы Петр I одобрил благочестивую мысль своего полководца и сам избрал место для построения обители и повелел сделать большой деревянный крест, собственноручно водрузил его на вершине горы, назначая тем самым место для церкви во имя любимого им праздника - Преображения Господня, что позже и было исполнено построением в ней теплого храма этого наименования. Это всего лишь предание. Но главная церковь, согласно первоначальному намерению Бориса Петровича, была устроена во имя Тихвинской Богоматери, отчего и сама обитель получила наименование Борисовской Тихвинской.
11. Каждый, кто посещал монастырь, должен признать, что выбор места для монастыря делает честь вкусу Бориса Петровича Шереметева. В окрестностях Борисовки нет места более удобного и красивого для монастыря.
12. Итак,- Борисовская обитель была основана по мысли графа Бориса Петровича Шереметева, по преданию подтвержденном согласием Петра I на месте, им самим указанном.
13. Началом обители послужила, по словам того же предания, деревянная часовня, построенная в 1711 году, в которую граф Борис Петрович тогда же пожертвовал копию с принадлежавшей ему знаменоносной иконы Тихвинской Богоматери в сребропозлащенном окладе.
14. Эта часовня со временем была обращена в церковь во имя Тихвинской Божией Матери. Когда именно это случилось, неизвестно, даже в «Завете», писанном рукою самого фельдмаршала 1-го января 1714 года, где обитель Тихвинская «называется «новопостроенной», упоминается о церквях и повелено «неотменно» в течение 1714 года пристроить к ней небольшую деревянную колокольню «по данному для сего чертежу».
15. Теплая церковь Преображения Господня построена в то же время или несколько позднее (но не позже 1719 года). О ней упоминается впервые в надписи на напрестольном Евангелии: которое печатано в Москве 1854 года. Облачено малиновым бархатом, по коему положены сверху сребропозлащенные доски, на них 4 финифтяных изображения образа, осыпаны стразами, чеканка матовая, золотая, вокруг этих изображений сияние из серебряных стразов, на нижней доске 4-е наугольника и середина сребропозлащенная же.
16. Устав Борисовской Тихвинской девичьей пустыни неоднократно дополнялся с течением времени при расширении обители.
17. В 1774 году один из приказчиков Герасим Прокофьев в своей отписке графу Петру Борисовичу писал: «В Монастыре предписанное содержание и порядок не по тому положении, (т. е. как было установлено основателем) исполняется.
18. В 1790-х годах граф Николай Петрович дозволил отменить самую существенную часть устава - общину, в то же время увеличил содержание и приказал выдавать денежное и хлебное жалование каждой из монахинь порознь.
19. К началу 1790 годов во времена графа Николая Петровича снова делается прибавка денежного жалованья. Штат обители удвоился в 1800 году, но к этому времени община уже не существует, вероятно, она отменена домашним способом, т. е. по взаимному соглашению Игуменьи с сестрами постоянно сего желающих и с кем-либо из управляющих, захотевших вникнуть в очевидное неудобство сего учреждения по особенным обстоятельствам Борисовского монастыря, как обители, не имеющей иных доходов, кроме определенных от графской семьи содержания.
20. В 1814 году монастырские записки говорят, будто община вторично уничтожена. Скорее всего община уничтожилась, сама по себе со смертью Игуменьи Афанасии.
21. В 1821 году было введено новое иконоположение. Это совершила Игуменья Августа.
22. Штатное положение 1800 года и Устав обители 1822 года по справедливости могут называться краеугольными камнями ее настоящего цветущего состояния.
23. С 1822 года обитель видимо и быстро стала улучшаться и во внешнем отношении, стала расширяться как желал того Борис Петрович и была в почтении. Таким образом, жизнь заставила изменяться и саму обитель, но она всегда оставалась у всех в почтении и отличалась строгим соблюдением в ней внутреннего порядка.
Юрий Труфанов. Районная газета "Призыв" от 10 сентября 2009 года.
|