Был в Борисовке переулок. Сегодня этот переулочек в нашем поселке практически не существует. Теперь на его месте построена котельная №1. А когда-то он соединял улицы Советская и Ленина, которые в старину назывались Пробитой и Кравецкой. Сам этот переулок в то время звался Ворсонофеевским проездом. Это название мы находим в книге Сергея Дмитриевича Шереметева «Богородицкий Тихвинский монастырь» (Москва, 1914 г., стр. 80. Указ Бориса Петровича Шереметьева под № XXXI ). « …Я со сторожем Иваном Ковшеном старицу Ворсонофию, которая била челом мне, чтоб в Борисовке богадельню, которую указал тебе, построить. И будет та богадельня построена, то вели быть в тби богадельне над другими начальницею, а будет же та богадельня не построена, то вели быть определя келью в монастыре, покамест оная богадельня построитца и довольствовать трапезою, как и прочих сестер». (Сентябрь, 14 день, Иван сторож борисовский, 1714 г.) Указ послан из Киева сентябрь 7 день.
Из этого следует, что, вероятно, старица Ворсонофия была в услужении при доме Шереметьевых и по старости была поселена в Борисовке, как и другие слуги графа. Вероятно она пользовалась большим уважением, раз ее определяли начальницей в доме престарелых, сначала в отдельной келье в монастыре, а потом перевели в построенную богадельню. Отсюда можно предположить, что Шереметьевы заботились о своих слугах, достигших преклонного возраста.
В графском архиве есть документы, которые свидетельствуют о том, что в Борисовке дома престарелых были при каждой церкви. На одном из старых планов они обозначены знаком «ЦД» (Церковный Дом). Такая богадельня была построена в переулке между улицами Пробитой и Кравецкой. И начальницей в ней была старица Ворсонофия. С тех пор и стал переулок называться Ворсонофеевским проездом.
Богадельни были построены также возле Троицкой церкви, возле Михайловской. На месте последней расположена сейчас Борисовская детская школа искусств имени Г. Я. Ломакина. Здания были одноэтажные, посредине помещения был общий коридор, а по обе его стороны – отдельные комнаты. Тем, кто жил в богадельнях, выдавались ежемесячные пособия, питались они от общей кухни графов Шереметьевых, как и монахи в монастыре. Питание было хорошее: хлеб, каша, щи, рыба, яйца, молоко, сметана, порции меда и пива. Употребление вина наказывалось штрафом и битьем «нещадно».
Им выдавались деньги на покупку одежды и обуви (по 2 рубля на человека), а на пошив верхней одежды раз в три года выдавали по 10 невыделанных овечьих шкур. Кроме этого, миряне давали им подаяние.
Ю. Труфанов « ПРИЗЫВ» 29.01.2013 |