Дать более полную картину по данному вопросу трудно из-за скудности материала. В архивных документах и старых изданиях встречаются только некоторые сообщения о быте того времени. Так, некоторые сведения дает А. И. Орглерт, который был мелким помещиком и врачом. Долгое время он работал земским врачом 2-го Борисовского медицинского участка, в который входило около 100 селений. Конечно, в разных селениях Грайворонского уезда были определенные особенности быта, вызванные тем, что были селения и русские, и украинские. Быт определялся и различиями в занятиях жителей.
Здания.
Все здания в уезде были, за исключением единиц, деревянные. В первую половину XIX века, при крепостном праве, помещики запрещали строить большие дома даже зажиточным крестьянам. Такое запрещение мы находим в повелениях Н. П. Шереметева 1800 г. (К. Н. Щепетов «Крепостное право в вотчинах Шереметевых». М. 1947, стр. 111). Конечно, к концу XIX и началу XX века развивающаяся буржуазия строит уже каменные дома как в уездном городе, так и в других селениях. В Борисовке построили большие дома братья Израильтянко (дом телерадиокомпании, Дом пионеров и др.). Незадолго перед 1917 годом построил здание нынешнего детского дома купец Давыденко. Но большинство населения жило в обыкновенных избах - хатах. Крестьянские избы - хаты делались из дерева. Хаты обычно обмазывались глиной. Но были и такие, которые штукатурились снаружи, а внутри стены гладко выстругивались и мылись.
Крылись хаты в основном соломой и только у зажиточных жителей - железом. Гонтовые крыши, т. е. сделанные из досок, исчезают, очевидно, из-за оскудения лесов. Дома недостаточно сохраняли тепло в зимнее время. Двойные оконные рамы были редки и поэтому окна делались маленькими. Снаружи они закрывались на ночь ставнями. С целью утепления на зиму хаты снаружи обкладывались соломой или всяким бурьяном. Пол в домах был земляной, у более зажиточных - деревянный, да и то часто только в так называемой «чистой» половине дома. Обычный крестьянский дом состоял из одного или двух срубов, соединенных сенцами. В каждой хате стояла большая (так называемая русская) печь. Размер ее был 3 аршина в длину, 2,5 - в ширину и три аршина в высоту. (Аршин - 70 см).
Печь ставилась у внутренней стены. Между печью и стеной дома было пространство, которое на аршин от пола застилалось досками и могло использоваться как кровать или нары. Сбоку печи часто пристраивалась топка, верх которой («грубы») был кирпичный и назывался лежанкой. Лежанка и печь - любимое место для больных, стариков и детей.
В пространстве между печью и стеной подвешивался шест, на котором хранилась одежда, венки лука-севка (сеянки) и др. Где-то рядом, и то не у всех, стояла деревянная кровать. Постель состояла из перин, подушек, а у бедняков - из всякого тряпья. Грудные дети лежали в зыбках («колысках»), подвешенных на веревке к потолку. В углу, так называемом «святом», висели иконы, стоял простой стол. Вдоль стен стояли скамьи, называвшиеся «лавками».
Зимой в хату брали молодняк скота - телят, ягнят, поросят. Ближе к весне пол лавками в корзинах силели на яйцах гусыни. В том случае, если хозяин дома занимался каким-либо ремеслом, то здесь было и его рабочее место (например, сапожный стол). В зимний период была особенно сильна скученность, что порождало антисанитарные условия. В домах водилась масса насе- комых-паразитов - вшей, блох, клопов, тараканов.
Отапливались крестьянские дома кизяком, соломой, иногда хворостом. Почти весь навоз, получавшийся от скота, весной смешивался с остатками соломы и половы и из этой смеси формировались кирпичи, высыхавшие за лето. Это и был кизяк. Топлива не хватало, поэтому его экономили. Старались сохранить тепло, спешили пораньше закрыть трубу, что часто приводило к угарам. Двор обычно огораживался хворостяным плетнем. Сараи, тоже сплетенные из хвороста и обмазанные, окружали двор.
К огороду обычно находилась «клуня» (гумно, крытый ток), в которой хранились немолоченный хлеб, солома, полова и zip. Двор бывал грязным, захламленным навозом.
Одежда.
В одежде имелись некоторые отличия между русскими и украинцами, а также между жителями сел и таких более крупных поселений, как Грайворон и Борисовка. Крестьянский костюм был незатейлив. Белье из грубого домотканого холста. Штаны тоже из холста, но окрашенного в синий или черный цвет. Рубахи обычно заправлялись в брюки. Обувью служили простые сапоги (чоботы), в которые обувались, обернув ноги портянками (онучами). Такой вид обуви, как лапти, был мало распространен, что объясняется малым количеством лесов в нашем крае. Постепенно в одежде появлялся материал фабричного производства. Поверх рубах носили жилетки и «чинарки» (длиннополые пиджаки), пошитые из черной хлопчатобумажной ткани. Зимней одеждой была «свита» у украинцев, кафтан у русских, из грубого сукна домашней выделки и шубы из овчин. Картузы и шапки - суконные, плисовые, барашковые. Женщины носили длинные холщовые рубахи, ситцевые юбки и плисовые кофты. Зимой - свиты и шубы. Обувью служили такого же фасона сапоги, как и у мужчин.
По праздникам на ногах были шерстяные чулки и башмаки («черевики»), на голове платок или «очипок» у замужних. Девушки носили плисовые корсеты и ярких расцветок юбки.
Пища.
Пища большинства населения была однообразной. Первое место занимал хлеб, пшенная крупа, ячневая крупа (кутья), реже гречневая. Основным блюдом на завтрак обычно был пшенный суп (кулеш), а в обед - борщ, который варили весной из разной огородной зелени на хлебном или свекольном квасе и заправляли пшеном. Осенью борщ варился из свежей капусты, а зимой - из квашеной. Заправлялся борщ салом (часто очень старым), а в постные дни конопляным и подсолнечным маслом. С мясом и рыбой борщ варился только по праздникам или семейным торжествам. Мяса вообще потреблялось мало. Животноводческие продукты в основном направлялись на продажу, а в большом ходу были овощи - свекла, капуста, огурцы и др.
Конечно, быт населения менялся. Несмотря на значительное господство натурального хозяйства, в быт крестьян, не говоря уже о кустарях, все больше проникают фабричные изделия, меняя одежду и другие стороны бытового уклада.
Досуг
Общий культурный уровень населения продолжал оставаться крайне узким. Многие проживали всю жизнь, не покидая своего села или хутора, может только бывая в ближайших селениях на базаре или ярмарке. Узость кругозора, неграмотность обуславливали и формы проведения досуга. Главным развлечением от обыденной жизни было посещение в праздничные дни церкви. В 1861 году в Грайворонском уезде было 57 православных церквей и один монастырь.
Немалую роль в досуге играла и водка. В Грайворонском уезде насчитывалось 125 кабаков, в т. ч. в Крюковской волости - 11, в Высоковской - 2, в Стригуновской - 4, в Борисовской - 24. Торговля водкой, ставшая государственной монополией, давала казне огромные доходы. Отсутствие культурных форм досуга порождало такие «развлечения», как кулачные бои - улица на улицу, край села на другой и т. п.
Распространенным способом развлечений были так называемые «досвитки», «вечерницы» или «посиделки». Это были сходки молодежи, которые проводились по хатам. Какая- то одинокая женщина и даже мужик-бобыль пускали в хату группу молодежи за плату или за приносимое топливо, освещение, еду.
Девушки приходили иногда с каким-либо рукоделием. В праздничные дни они должны были приготовить парням ужин из продуктов, принесенных из дома, а если дома не давали, то воровали по соседним погребам. Наряду с положительным - общение молодежи, совместные танцы и песни, в этих сходках было много отрицательного. Парни обычно являлись с водкой, напивались, накуривали полно табачного дыму, допускали сквернословие, пошлости. После полуночи вся компания укладывалась на соломе, настеленной на полу.
Был распространен обычай - парень ходил ночевать к девушке, что вело к довольно доступным добрачным связям. Довольно красочное описание «досвиток», как средства развлечения, дал головчинский крестьянин Петр Иванченко в письме в газету. («Сельский вестник» № 28, 1895 г.). Никаких учреждений для культурного досуга не было даже в более крупных селениях, как Борисовка и Грайворон. В Борисовке местом гуляний молодежи, как вспоминал Фиженко, была Усова гора, а также 'Подорожки (ул. Рудого), Баландянский луг. Вечерами было модно прохаживаться на отрезке нынешней улицы Первомайской, против парка. Это место называлось «Невским».
Глава из книги "История Борисовского края" |