Казачество с давних времен играло роль живого щита на южных рубежах русской земли. Первые сведения о казачестве на территории Белогорья относятся к 1570 году – это были оскольские казаки - донецкие гулящие казаки. Все они именовались служивыми людьми по прибору, ибо их, как говорили тогда «прибирали» на государеву военную службу. Казаки в 1593 году основали город - крепость Оскол. Казаки — категория служилых людей города Старый Оскол, выполняющих довольно широкий спектр государевой службы: станичная, сторожевая, посольская, караульная, передачи срочных сообщений, сопровождение важных грузов и другое. Этот разряд наиболее пестрый по своему составу и положению. Они составляли две группы - городовые и беломестные. Наименование городовых казаков произошло, прежде всего, оттого, что в их отряды поступали вольные люди, вообще, издавна осваивающие Белгородский край. В обиходном языке их называли бортниками, в Путивле севрюгами, но чаще казаками. Занимались они промыслами и охотой и оседали на хорошо изученных и знакомых местах.
В 1569 г. оскольский казак Иван Матвеев предупредил правительственные войска, что по Оскольскому краю в центр России движется 30-ти тысячная татарская Орда. Оскольские казаки принимали активное участие в сторожевой службе Усть Ублинского острожка и составляли значительную часть городовых казаков, ездоков и вожей. Городовые казаки подобно стрельцам прибирались на службу, получали земельное, денежное и соленое жалованье. В основном в Старом Осколе служили «с земли без денег». Небольшое денежное жалованье получали либо за «лишнее стояние» сверх установленного срока в пограничном охранении, либо в длительном походе.
Селились слободой и дворы ставили по десяткам, то есть, ко двору десятника примыкали дворы подчиненных ему казаков, к жилью пятидесятника дворы казаков его полусотни. Приборные люди не имели права без дозволения начальства отлучаться из города. Земельный надел городового казака был в пределах 20 четей, который находился в общей «даче», то есть, полученной на всю слободу. Оскольские казаки не составили в крае административно-хозяйственную и военную организацию, как это было на Дону, Волге, Урале и Тереке. Последних правительство России стремилось использовать для охраны южных границ, снабжая хлебом, оружием, порохом и свинцом. Приглашенная на службу в южные города эта категория казаков получила название беломестных (свободных от податей), служащих по договору. Первыми в городе Старый Оскол были терские казаки Ивана Матвеевича Прасолова и 39 его товарищей, живущих в отдельной беломестной слободе.
В 1640 г. на службу в Оскол прибыли 37 ярославских «кормовых» казаков во главе с атаманом Федором Емельяновым. В 1644 г. воевода Дмитрий Плещеев принял на Осколе но указу Михаила Федоровича 30 донских казаков атамана Никифора Осиповича Медведева. В 1697 г. прибыли на службу казаки Острогожкого полка, но в начале XVIII в. их вывели с Оскольской территории. По архивным данным на территории уезда находилось еще 10 яицких казаков. Земельные наделы были различны, но со временем увеличивались. Если терские казаки в начале века имели всего по 10 четей земли на человека, то ярославцы в то же время владели землей - рядовые по 20 четей, есаул - 25, а атаман - 35. Но после перевода их в разряд детей боярских, земельный надел еще больше увеличился: по 200 четей имели 27 человек, по 150 четей - 12, по 100 четей - 25 бывших казаков. Донские казаки получили по 50 - 70 четей земли, но к концу века их осталось всего 9 человек.
В 1635 года стрельцы, пушкари и казаки начали сооружение 200-километровой Белгородской оборонительной черты, которую и строили, и обслуживали именно казаки, объединенные в слободские казачьи полки. В Белгородский разрядный полк были влиты 5 «черкасских» полков: Ахтырский, Сумской, Харьковский, Изюменский и Острогожский, сформированные из украинцев-переселенцев, имевшие в своем составе до 8 тысяч казаков, которые защищали оборонительную Белгородскую черту. На южной окраине Белгорода была застроена Казацкая (ныне Сапруновская) слобода.Из ворот Белгородской крепости «в поле» выезжали группы по 3-4 вооруженных всадника, которые следили «чтобы воинские люди на государевы земли войною безвестно не проходили». Зоркое око, смекалку и смелость должны были иметь воины, смотревшие за степью и татарскими дорогами. В степь также выезжали дозорные отряды в 9-10 ездоков, совершая длинные и опасные маршруты воль Муравского шляха и вниз по Северскому Донцу.
В 1623 году Белгород выставлял 15 сторож и 40 станиц. Белгородские слободские казаки не только защищали рубежи южной России, но и принимали активное участие в Северной войне против шведов. Вольного казачества в том понимании, как оно было развито на Дону и Кубани, на территории Белогорья не было. Сохранялось лишь казачество, участвовавшее в обороне Белгородской засечной черты: городские казаки служили в опорных крепостях, линейные - охраняли «линию» между этими крепостями.
|