Григорий Павлович Схаб, 13.02.1922 г.р.:
Война застала в Старом Осколе, где учился на механика. В запасном полку готовился три месяца на радиста-телефониста. Попал в 113-й полк к артиллеристам. Был в 40-й армии, затем попал в 90-й погранполк.
5 июля узнали, что немец идет в наступление. Артподготовка била три часа, и немец не мог и головы поднять. А потом он прорвал фронт и продвинулся на 7 - 8 км. Мы оказались в мешке, откуда выбрались ночью - к Прохоровке, наполовину занятой врагом. Мы окопались, чтобы охранять железную дорогу. Обойдя ров, немец приблизился к нам в обход, мы его видели из траншей метрах в 50 от нас. На рассвете началось сражение. Казалось, выжить невозможно! Земля горела! И с воздуха самолеты добавляют. Кто в окопах подкопался вбок, еще мог уцелеть. Немец жал 5-ю армию, потому что у них «Тигры» и самоходки с прицельной рамкой.
Но вот из засады вышел наш танковый корпус. И тут такая смесь пошла! Их тяжелые танки имели и недостаток: с трудом разворачивались. И к шести часам вечера откинули мы немца на шесть километров! Наш полк двинулся в Ивню, а потом сразу на Грайворон, где закрепилась танковая дивизия СС. Мы часть ее побили, а часть вырвалась.
Из Грайворона - на Ворожбу, Сумы, Конотоп, приближаясь к Киеву. Когда подошли к Дарнице, видел, как Никита Сергеевич Хрущев, командующий фронтом, смотрел в бинокль через реку на город. У нас был отвлекающий удар. Немец понастроил блиндажи, так что трудно подступиться. Много погибло, но в ночь на 7 ноября 1943 года мы были в Киеве. Корсунь-Шевченковская группировка - там были побоища. 15 марта 1944-го - никогда не забуду - снег выпал по колено, 400 немецких танков на нас прут. А потом «Катюши» так сыграли, что там немцы и остались. В тех боях меня с товарищами наградили «Красной Звездой»: сбили самолет с немецкими офицерами.
С 4-м Украинским фронтом мы дошли до конца войны. Вот мы уже за 20 км до Праги. Слышу в своих наушниках: «Русские, не стреляйте, мы восстали!» Это были словаки. Война моя могла закончиться в Праге, с Победой. Но еще пришлось повоевать в Польше. Никогда не забуду город Пилава: в большом бою мы одолевали 3 тысячи сторонников партии Миколайчика.
После Польши служил в Западной Украине на границе. Демобилизовался в марте 1949 года и вернулся в Борисовку.
|