Меню сайта
      Поиск
...
 Объявления
      Погода
...
Православные праздники
...
Праздники России
Главная » 2011 » Декабрь » 18 » Как населялся наш край.
14:34
Как населялся наш край.
 Как населялся наш край В XVI веке территория Борисовского и соседних районов входила в состав Путивльского уезда как Хотмышская волость. При образовании Белгородского уезда она отнеслась к нему. Но и в XVI и в начале XVII века никаких населённых пунктов и постоянного населения здесь не было. Сюда приходили группы сперва путивльцев, а потом белгородцев, имевшие здесь свои «ухожеи», т.е. угодья, где они занимались охотой, рыбной ловлей и бортничеством, т.е сбором мёда диких пчёл. Построение в конце XVI века Курска Оскола, Белгорода и Валуек означало начало заселения юга России. Но этот процесс был на десятилетия прерван «смутным временем» - польско-шведской интервенцией и крестьянской войной. Постоянному заселению нашего края мешали грабительские набеги Крымской орды. В нашем крае проходила главная дорога их нашествий- Муравский шлях или сакма. Главной целью татарских набегов был захват пленных, которых они продавали на рабовладельческих рынках. По минимальным оценкам только в течение первой половины XVII века в плен было захвачено до 200 тысяч человек. О тяжести борьбы с ордынцами писал профессор М.К. Любавский «Те жертвы, которые требовала оборона от татар вместе с ежегодными разорениями, постигавшими Русь, вместе с расходами на поминки(подарки) татарским мурзам и ханам, в общей сумме едва ли была меньше, если не больше того выхода, который некогда платила Русь в Орду. Поэтому татарское иго, перестав существовать юридически к концу XV века, тяготело над Русью по крайней мере до начала XVIII века». Только с началом строительства Белгородской оборонительной черты в 1635 году, после сооружения городов-крепостей начинается хозяйственное освоение нашего края, его всё более плотное заселение, образование новых сёл и деревень. Иногда, говоря о заселении нашего края историки употребляли термин «колонизация». Неточность этого термина, очевидно, чувствовал Д.И. Багалей когда писал: «Русское население опять стало разъезжать по той степи, где ещё не забыты были старые названия рек и речек и намечать на ней места своих будущих оседлостей, нередко на старых русских городищах и урочищах; таким образом, это не было занятие совсем чужих местностей- это было как бы своего рода возвращением домой.» Постоянная оседлость, появление сёл и занятие земледелием стали возможны в нашем крае только после постройки города-крепости Хотмышска. Говоря о появлении селений надо отметить, что все сёла, расположенные на правобережье Ворсклы, возникли раньше чем на левом берегу. Из документа 1643 года (РГИА ф 1088 ои 6, ех 122) видно, что тогда уже существовали деревня Тополи и Ломный колодезь, село Дорогощ. Очевидно вскоре после постройки Хотмышска возникли такие сёла как Казачья Лисица, Почаево, Касилово (Становое), Крюково (Тросная), Никитское (Тростенец), Зыбино (Хотежская), Чуланово. Кто же были первопоселенцы нашего края? Все они служилые люди, построившие крепость и ставшие на защиту юга России от ордынских набегов. Служилые люди Белгородской черты были двух родов- служилые по отечеству и служилые по прибору. Первую категорию составляли в основном дети боярские. Это было низшее звание служилых людей. Сын боярский получал землю как все дворяне, но он, в большинстве, не имел крепостных крестьян и обрабатывал свой надел силами своей семьи, т.е. жил одним двором. Отсюда позже и произошло название «однодворец». При постройке Хотмышска дети боярские были поселены при городе в отдельной слободе. Но это для них было нехарактерно и постепенно они переселяются в деревни и сёла, являясь первыми их жителями. В выписи из «Строильных книг» 1653 г., выданной М.Т. Креневу о даче ему поместной земли говорится: «А наперед сего та земля была за станичными ездоками, за Семёном Поповым с товарыщи, а ныне они тою землю покинув взяли поместья по деревням и живут в своих поместьях, а та земля лежит порозжа.» (РГИА ф 1088 оп. 6 ех 130) Такими детьми боярскими, поселившимися в сёлах были Прокопий Крюков, первожитель с. Крюково-Тросной, Панкратий Зыбин- слобода Зыбино-Хотежская, Мартын Ведила-поселянец деревни Ломный колодезь или Ведилина. Откуда же появились служилые люди в нашем крае? Переселение служилых людей во вновь построенные города-крепости являлось в большинстве принудительным, как тогда говорили « по выбору». Обычно в старых городах производился «выбор» наиболее семьянистых и зажиточных служилых людей. Первыми на новые места посылались отцы семейств и их старшие сыновья «для того, чтобы им дворами устроиться, указанные свои пашни пахать и хлебом посеять». Жёны и младшие дети оставались на старых местах, убирали хлеб и переселялись на новые места по первому зимнему пути. Более охотно на новые места шли «неверстанные» служилые т.е. ещё не получившие ни земельного надела, ни денежного жалования. Воевода В.И. Толстой, строивший Хотмышскую крепость, доносил в Москву: « и ко мне, холопу твоему, на Хотмышской приходят из городов от воевод с описными и отпускными памятьми вольные люди- отцы со дети и отроки, братья, племянники и бьют челом тебе, государю, … чтоб ты, государь, пожаловал их, велел бы быть на новом Хотмыжском городе в своей государевой службе.» (РГАДА ф 210 ех 117 ч. 2-я л 324) Основная масса детей боярских прибрана на службу в Хотмышск из городов, прилегающих к Белгородской оборонительной черте. Из «Строильной книги г. Хотмышска» 1640 г. видно, что новоприборные дети боярские были вывезены: 74 человека из Курска, 62 из Белгорода, 40 из Рыльска, 33 из Путивля, 17 из Новгорода-Северского, 4 из Новгорода Великого и по одному человеку из других городов. Городовые дети боярские несли службу на конях или пешие. При конной службе они ходили только в ближние походы для защиты близлежащих границ. Пешие дети боярские служили в гарнизонах городов-крепостей. В отличие от дворян дети боярские-однодворцы, не освобождались от тягла, т.е. от отбывания государственных повинностей. Так, что и этот слой служилых людей «по отечеству», мы можем рассматривать как достаточно демократическую массу, руками которой не только защищался юг России но и производилось хозяйственное освоение южной окраины. Помимо служилых людей по отечеству, были и служилые люди по прибору-стрельцы, казаки, пушкари, воротники (караульные на воротах крепости). Они вербовались из разных классов общества- из беднейших городовых детей боярских, из вольных жителей городов и даже из тяглых людей. Как указывает историк А.А. Новосельский («Исторические записки» М. АН. СССР, 1938. с 23) для выполнения черновой работы по освоению и защите южных окраин не было пригодно ни провинциальное дворянство ни тем более люди столичных чинов. Требовались многочисленные и выносливые кадры приборных служилых людей. В самом деле, освоение новых земель требовало выполнения огромного масштаба фортификационных работ- надо копать рвы, строить укрепления, рубить лес, прокладывать дороги. Как можно заключить из «Строельной книги Хотмышска» из 810 человек служилых людей города в 1641 году около 70% составляли приборные служилые. Стрельцы и пушкари оставались городскими жителями. В идеале они должны были жить на государственное жалованье. Но у правительства как всегда не хватало денег и они наделялись землёй и побуждались к ведению своего хозяйства. В Хотмышске они жили в слободе Стрелецкой и Пушкарной. Казаки также имели свою слободу –Казачью, но часть их по примеру детей боярских стала жить в отдельных сёлах, где они были наделены землёй. Такими поселениями казаков были сёла Казачья Лисица и с. Казачье-Рудченск. Итак, первопоселенцами на территории нашего края были служилые люди, которые наряду с несением военной службы одновременно и начинали хозяйственное освоение Черноземья. Это был первый этап заселения нашего края. Второй этап заселения нашего края связан с распространением крупного феодального землевладения. Земли мелких служилых людей- детей боярских и приборных служилых начинают разными способами приобретать крупные бояре и дворяне. Этот процесс занял несколько десятилетий в конце XVII- начале XVIIIвв. Так в нашем крае возникают крупные вотчины Б.П. Шереметева- Борисовка, А.Д. Меншикова - Ракитная. Г. И. Головкина- Томаровка и Головчино. Проблема рабочих рук для этих крупных поместий решалась благодаря переселенческому движению с Украины. Украинские крестьяне в отличие от русских ещё сохраняли право перехода от одного помещика к другому. Это право сохранялось за ними, как на Украине, так и в русских уездах, куда они переселялись. Так в нашем крае возникают ряд селений с украинским населением или как их тогда называли черкасами. Это право перехода сохранялось до 1783 года, когда оно было отменено Екатериной II. Это и был второй этап заселения нашего края.
 
Категория: История поселений Хотмыжского уезда. | Просмотров: 1571 | Добавил: Gek | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 serb  
А ещё раньше жителей Стригунов называли ВАХАМИ или ВАХЫ.Говорят страшные люди были...

2 юрий  
Спасибо за столь интересный комментарий. Версия поселения в селе Мощёном стригольников, отличающихся от местного населения своими обрядами и вероисповеданием, возможно вызвало у местного населения некое удивление, которое и послужило причиной именовать село Мощёное – по вновь появившимся жителям. По сравнению с другими версиями о названии села, это объяснение выглядит более убедительно.

1 psel  
Один населенный пункт был. Это село Стригуны. В Беловском районе Курской области есть деревня Стригослы. Жителей у нас называли Стригуны. Откуда это пошло?
Стригольники— Первые известия о С. как секте встречаются во второй половине XIV в., но зарождение секты С. относится к более раннему времени. Есть основания предполагать, что мнения, из которых впоследствии образовалось учение С., существовали уже в самом начале XIV в. Свое наименование секта получила от прозвища основателя ее, псковского дьякона, Карпа "художеством стригольника". "Художество" дьякона Карпа состояло в пострижении новопоставляемых дьяков: духовенство обязано было выстригать волосы на верху головы, на темени. Занимавшиеся этим лица назывались стригольниками. Лишенный сана дьякона и звания стригольника, Карп не прекратил своих смелых речей и за это был предан проклятию, что было равносильно совершенному отлучению от церкви. Тогда он задумал образовать подобие церкви из своих последователей. Этими последователями Карпа были, вероятно, прежде всего дьяки и вообще клирики, за интересы которых, казалось им, пострадал Карп, а потом и миряне, особенно люди книжные, начитанные. Вообще в последователях Карп не мог иметь недостатка в Пскове, где всегда существовало свободное отношение к духовенству и живо было недовольство зависимостью Пскова от Новгорода в церковном отношении. Спустя некоторое время Карп перешел в Новгород. В 1376 г., как сообщает летописец, новгородцы бросили в реку Волхов трех "развратителей веры христианской". Это не прекратило сектантского движения: оно вскоре приняло такие широкие размеры, что для прекращения его потребовалось содействие московского митрополита и константинопольского патриарха. Миссионерская деятельность архипастырей сопровождалась успехом. Некоторые сектанты раскаялись в своем заблуждении; более упорные из них должны были оставить свою родину и бежать. В Пскове секта продолжала держаться и в начале XV в. заявила о себе еще с большею против прежнего силою. Псковское духовенство дало знать об этом митр. Фотию; последний отвечал (в 1416 г.) увещательным посланием, в котором просил православных не смущаться сектантским движением, вразумлять заблуждающихся, а в случае упорства их изгонять их от себя.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Местное время
      
  Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
   Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
...
...
...
    
 
Официальные
сайты  района
    
 



...
 Форма входа

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
         
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz