Чтобы понять значение Хотмыжского Знаменского мужского монастыря в нашей жизни, мы должны ответить на два вопроса: Почему мужской монастырь, города-крепости Хотмыжск, возник именно на правом берегу реки Локни, где сейчас село Красный Куток? И почему Знаменский Хотмыжский мужской монастырь исчез? В начале 17 века Московское государство укрепляло южные и юго-западные границы Руси. Возводились города- крепости с православными монастырями, которые являлись жизненно важными центрами для привлечения населения, по обустройству «Московских окраин». На Руси было принято основывать новые поселения на реках. Речную воду использовали для питья, приготовления еды, поения скота, развития сельского хозяйства. Живописные долины тихих рек Готни и Локни с широкими луговыми поймами, с большими площадями черноольшаников и ивняков, с близлежащими широколиственными лесами, с низинными болотными топями, трясинами, мочажинами, с большим количеством родниковой воды, с богатыми рыбными и охотничьими угодьями, безусловно, были привлекательны для переселенцев с центральной России. Граница водных бассейнов рек Готни и Локни проходила по водораздельному холму. Особенностью водораздела является существование большого количества оврагов и балок разных размеров. вместо расположения православного монастыря было выбрано на самом высоком правом берегу реки Локня, недалеко от водораздельного холма, где начинается граница лвух водных бассейнов. На высоком холме стоит «как сон столетий», чудом уцелевший Божий храм. А рядом, внизу, у подножия холма, как и тысячи лет назад, течет тихая река Локня с шепотом задумчивых ив у воды, с ржанием стреноженных коней на лугу, с морем луговых цветов, с гулом бархатных шмелей. С шелестом, на противоположной стороне, вековых дубрав, с избами, расположившимися по буграм. И от нетронутой временем, увиденной красоты, невольно начинаешь понимать и набеги степных кочевников и нашествия монголо-татар Хотмыжский Знаменский мужской монастырь явился опорным центром в экономическом развитии уезда. Выбор места оказался самым удобным, для управления монастырскими поселениями, расположенными на территории водоразделов двух рек: Готни и ее притока Лбкни. Управлять монастырскими поселениями не составляло большого труда, даже если они и находились на территории другого водораздела, в верховьях реки Готни. Для этого достаточно было преодолеть лесистую балку, Попов лес. А затем следовать по водораздельному холму, оставляя с правой стороны леса Локненского водораздела, Царино и Крюковский. И сразу перед глазами открывается широкая стена, удивительного по своей красоте, широколиственного леса - Попадино, расположенного уже на территории другого водного бассейна, почти что у самого истока реки Готня. Лесное урочище - Попадино, вобрало в себя огромное плато луговой поймы реки. Здесь располагается уникальное по своей красоте поймен- но-низменное лесное болото со своим растительным и животным миром. Плато луговой поймы заселялось переселенцами с центральной России, в том числе и переселенцами старинного города- крепости Волхова Орловской области, который в конце 17 века потерял свое оборонное значение в связи с расширением границ Московского государства. В селе Введенская Готня, где происходило введение переселенцев на земли Знаменского мужского монастыря, фамилия Болховитина была очень распространена. Фамилия старинная и образована от древнерусского города Волхов с суффиксом -итинов. Фамилия раньше принадлежала исключительно только дворянскому сословию. Плато луговой поймы реки Готня, по своей уникальности и неповторимой красоте, не уступает любому знаменитому месту в пойме всем известной реки Ворсклы. Чего только стоит один вид поймен- но-низменного лесного болота на фоне двух охватывающих крыл багряного широколиственного леса по осени. Но монастырь это, прежде всего духовный источник, из которого во все времена народ черпал и черпает силы. Святые отцы монастырь называли нравственной врачебницей и предупреждали, что праздное времяпровождение в обители, приводит к развитию страстей, которые развращают человека. И всякий инок, поступающий в монастырь, должен был жить в строгом послушании, отсекая свою волю, и начиная исполнять волю настоятеля своей православной обители. И здесь важно, было соблюсти разумное сочетание труда и молитвы. В монастыре были и строительная артель, и сенокосные угодья, и пахотная земля, и бобровые гоны, и водяные мельницы, и рыбная ловля, и хлебопекарня. Жизнь в православной обители вселяла в человека тихую, немеркнущую радость, поселяла в его душе мир, от предания всего себя в руки Божии, и одновременно не допускала праздности. Люди к монашеству относились с большим доверием, недаром святые отцы говорили: «Свет для мира - иноки, а свет для инока - ангелы». Заселение происходило не только переселенцами с центральной России, но и «Черкассами» с Украины. Черкассами называли малороских казаков, которые поступали на царскую службу и по Указу царя получали угодья и земли в Хотмыжском уезде. Одновременно с заселением территорий уезда происходило и пополнение братии монастыря западными монахами, что делало Знаменский мужской монастырь более влиятельным среди народа. Западные монахи, в сравнении с монахами Хотмыжского монастыря, набранными в основном из служилых людей города-крепости: по старости, по болезни, по ранениям были более искусны в духовной брани. Они принесли в православную обитель иконы и книги, опыт и традиции своих бывших монастырей, знание ремесел и самое главное, знание учения святых Отцов о тесном пути. В 1725 году в Знаменский Хотмыжский мужской монастырь была перенесена чудотворная явленная икона Казанская Божия Матерь с Карповекого Покровска Соловецкого монастыря Жизнь монастыря, ради самого себя окончилась. Монастырь начал служить Богу и народу. Но почему же тогда Знаменский мужской монастырь, с успехом решивший поставленные перед ним государственные задачи по колонизации новых земель, по приобщению проживающего народа к православию, оставивший такой мощный след на Хотмыжской земле, исчез? Что явилось причиной исчезновения православной обители? Потеря ли в 1797 году городом Хотмыжск уездного статуса, вследствие расширения государственной территории, или еще ранее в 1764 году указ о секуляризации, когда у духовенства были отобраны населенные имения и монастырь оказался за штатом? Но ведь мы знаем примеры православных обителей, которые в прямом смысле были стерты с лица земли. И, тем не менее, они упрямо восстанавливались и продолжали служить Богу и народу. Мы видим усилия Знаменского мужского монастыря, не сложившего руки даже тогда, когда он находился в заштатном положении. Даже в это время на его территории в 1772 году поднимается удивительный по красоте Знаменский храм Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: « Монашество и монастыри утверждены были Святым Духом чрез избранных сосудов Его преподобных Отцов. Восстановление монастырей а прежней духовной красоте их, если это восстановление входит в состав предопределений Божьих, может последовать только действием особой благодати Божией чрез пооредство таких же достойных орудий». Имеются ли такие «достойные орудия» в наше время, не оскудела ли наша земля людьми высокого духовного подвига? Умеем ли мы понимать и ценить духовный подвиг своего народа? Или непоколебимо без всяких сомнений с гранитной верой в душе, однозначно заявим: «Нет!». Но кто же тогда сохранил жемчужину духовной святыни, «как сон столетий» Знаменский храм на высоком берегу реки Локня? Кто отстоял от гнусного поругания и не позволил территорию православной обители превратить в руину и «мерзость запустения»? (Мф. 24; 15) Разве это не подвижники нашего времени, разве они не являются теми « достойными орудиями», о которых писал Игнатий (Брянчанинов)? Одним из них, на мой взгляд, и является в нынешнее время настоятель Знаменского храма села Красный Куток, отец Иоанн. Ведь это его подвижнический труд окормлял и окормляет мастеровой народ села и паломников православного мира, которые чтили и продолжают чтить Хотмыжскую духовную святыню.
П. МАЛЬЦЕВ. |