Белгородская оборонительная черта сыграла огромную роль как во время русско- польской власти в XVII веке, так и в борьбе с Крымским ханством. Успехи, достигнутые в этой борьбе, решено было закрепить строительством новой черты в юго-западной части территории Белгородского разряда - Изюмской черты.
«Изюмская черта прошла от Усерда на Валуйки, потом по реке Осколу на Царев-Борисов, оттуда вверх по Северскому Донцу до Змиева, затем по р. Мжу на Валки и к р. Коломаку». (В. П. Загоровский, «Белгородская черта». Воронеж. 1969 год, стр. 238).
После ее построения в 1680 году западная часть Белгородской черты фактически теряет военное значение. А с его утратой начинают приходить в упадок и города-крепости, так как они не имели необходимой экономической основы в виде развития промышлености, ремесел и торговли. Одни из них вообше исчезают, как, например, Карпов, другие в конце концов превращаются в поселения сельского типа, как Хотмыжск и Вольный.
Конечно, этот упадок шел постепенно. В конце ХVII - начале XVIII веков служилые люди городов-крепостей продолжали нелегкую службу по охране русского государства.
Служилые люди Хотмышского уезда участвовали в строительстве в Воронеже русского флота для похода в Азов.
12 января 1709 года Б. П. Шереметев писал генерал-лейтенанту Я. В. Брюсу, что если не хватит боевых припасов, то «...тогда такое число припасов для посылки в те же гарнизоны взять из русских городов, а именно из Бела Города, из Хотмышска, из Вольного или из прочих городов, которые будут к сим городам ближе». (Груды ИРВИО, том П, документ 70).
Как и в XVII веке, Хотмыжск продолжал оставаться центром уезда. В «Росписном списке» 1727 года говорится: «Город Хотмышск построен в дубовом лесу стоячим острогом, по городу десять башен рубленых, в том числе с проезжими ворогами, в пяти башен верхи огнили и обвалились. В городе Соборная церковь деревянная. Приказная изба двойная, против к оной приказной избы теремная изба» (РГАДА ф. 597, оп. 2, ех.1).
Далее в «Росписи» описываются хранящиеся в приказной избе дела.
При описании оружия и боеприпасов в казенном погребе, знамен, 230 немецких седел, присланных в 1709 году, очевидно трофеи русской армии указывается, что все это ветхо.
В XVII веке Хотмыжск входил, как центр уезда в такую военно-административную единицу как Белгородский полк.
В 1708 году при разделении России на восемь губерний Хотмыжск в числе 56 других городов был приписан к Киевской губернии. В 1719 году при разделении губерний на провинции Хотмыжск входил в Белгородскую провинцию.
В 1727 году образуется самостоятельная Белгородская губерния, в которую входил и Хотмышский уезд.
С утратой прежнего военного значения Белгородской оборонительной черты утрачивает таковое значение и контингент мелких служилых людей. Их масса, конечно, сыграла роль как источник кадров для формирующейся регулярной армии по военной реформе Петра I.
Как уже отмечалось, еще в XVII веке большинство мелких служилых людей по способу ведения хозяйства сближалось с крестьянами. Юридически это сближение было оформлено в начале XVIII века. В 1712 году царским указом велено собирать с однодворцев подати с наличных дворов «против помешиковых и вотчинных крестьян», т. е. так же. В 1722 году однодворцы наравне со всеми тяглыми сословиями были положены в подушный оклад, а в 1724 году они прямо причисляются к государственным крестьянам.
Затем на них законом распространяется круговая порука и однодворческие земли признаются неотчуждаемыми.
Так, в первой половине XVIII века завершается путь от чина сына боярского до крестьянина.
Только небольшая, наиболее зажиточная часть служилых людей из детей боярских получила при Петре I подтверждение дворянства. Реформы Петра I имели прогрессивное значение для страны, но это достигалось резким усилением эксплуатации тяглых сословий, прежде всего крепостного крестьянства.
В Российском государственном историческом архиве сохранились расписки о платежах податей, взимавшихся с крестьян сл. Хотежской-Зыбино в 1712-1716 годах. Таких податей насчитывается 23. Кроме денежных взимались и натуральные налоги в виде муки: сухарей; круп.
Во второй половине XVIII века происходит дальнейшее укрепление крепостного права. Царским указом 3 мая 1783 года было отменено право украинских крестьян переходить от одного помещика к другому.
Эту дату можно считать датой установления полного крепостного права в нашем крае.
Дворянское землевладение окончательно теряет свой условный характер. Если раньше оно было связано с обязательной службой и оправдывалось ею, то по указу «О вольности дворянской» (1762) дворянское землевладение полностью приняло сословный характер.
Помещики по указу 1765 года получили право ссылать крестьян на каторгу, а в 1767 году крестьяне лишаются права жаловаться на помещиков, всякая жалоба приравнивалась к ложному доносу.
В XVIII веке Черноземная зона становится житницей России. Посевные площади черноземных губерний составляли более половины всех пахотных площадей.
Административное подчинение Хотмышского уезда в то время менялось. К 1779 году упраздняется Белгородская губерния и ее территория большей частью вошла в Курское наместничество, но Хотмыжский и Миропольский уезды присоединяются к Харьковской губернии.
Именно к этому времени относится герб Хотмыжска, который представлял собой щит, в верхней половине которого был герб Харькова (на зеленом поле крестообразно положены рог изобилия и Меркуриев жезл), а в нижней половине на черном фоне золотой плуг.
В 1802 году был восстановлен Хотмыжский уезд в составе Курской губернии и Хотмыжск вновь стал уездным городом.
Утратив военное значение, не имея экономической базы в виде промышленности и торговли, оказавшись в стороне от основных путей сообщения, Хотмыжск постепенно хиреет, хотя и остается административным центром.
В «Экономических примечаниях к генеральному межеванию» мы читаем: «В том городе публичных строений земляная крепость, окруженная с двух сторон натурально от реки Ворсклы горою, а с двух сторон сухим рвом и небольшим валом.
Внутри крепости соборная церковь Воскресения Господня деревянная. В предместье города приходских церквей деревянных две. Жители в том городе однодворцы,-промыслов никаких не имеют, а довольствуются от хлебопашества к чему они радетельны.
Женщины упражняются в домашних рукоделиях. Бывает в год две ярмарки, первая июля, вторая ноября первых чисел, на которые съезжаются из близлежащих городов и селений с разными красными и мелочными товарами, а также и съестными припасами. В том городе завод селитренный один». (РГАДА, ф. 1355, on. 1, ex. 2021, л. 1).
Все земельные угодия уезда составляли 208571 десятину, в том числе под усадьбами - 3797 д., пашни - 121825 д., сенных покосов - 39025 д,. строевого леса т. 3000 д., дровяного леса - 30656 д, неудобных земель - 10256 д.
В уезде был 1 город, 17 слобод, 12 сел, 15 слободок, 4 сельца, 18 деревень, 139 хуторов.
В сословном положении населения уезда во второй половине XVIII века произошли некоторые изменения.
В 1764 году царское правительство осуществило давно намечавшуюся секуляризацию вотчин духовных владельцев. Земельные владения монастырей были взяты в собственность государства, а бывшие монастырские крестьяне составили один из разрядов государственных крестьян и стали называться экономическими крестьянами.
Таким образом, в Хотмыжском уезде стало две категории крестьян - государственные и владельческие, т. е. крепостные помещиков.
В Хотмыжском уезде были упразднены Знаменский мужской монастырь и Покровский девичий монастырь, а села и деревни Готня, Подмонастырская, Покровка стали экономическими селениями.
Земли однодворцев продолжали рассматриваться как государственные, а их владельцы как держатели казенной земли.
Однодворцы в то время считали себя незаконно отчисленными из дворянского звания, и правительственные органы были завалены жалобами однодворцев «отыскивающих дворянство».
Среди однодворцев ходила поговорка: «Были и мы панами, а теперь сума за нами».
В 80-х годах XYIII века в Хотмыжском уезде числилось 8315 однодворцев мужского пола.
На территории современного Борисовского района однодворцы проживали в Хотмыжске и его слободах (257 дворов, 598 мужчин, 621 женщина), в селе Никитском (75 дворов, 259 мужчин, 240 женщин), в селе Обыхожем (Акулиновка), в котором однодворцы проживали с группой мелких помещиков (51 двор, 97 мужчин, 97 женщин), в деревне Тросной (Крюково) (90 дворов, 286 мужчин, 304 женщины). Однодворцы жили также в селе Чуланово, в селе Мошенском (Стригуны), слободе Зыбино.
Обеспеченность землей у однодворцев была выше, чем у крепостных помещиков. На один двор однодворцев приходилось в среднем 60 десятин земли, а на душу 8,8 десятины.
Другой категорией государственных крестьян были экономические (бывшие монастырские). В Хотмыжском уезде их было 1040 дворов, всего 4013 душ мужского пола, в т. ч. 368 русских крестьян и 3645 украинских (малороссийских).
На территории современного Борисовского района экономические крестьяне жили в деревне Готне со слободкой Под- монастырской и слободе Покровке.
Поскольку земля государственных крестьян считалась собственностью казны, то они еще в 1724 году были обложены 40-копеечным сбором, что примерно равнялось оброю; помещичьих крестьян.
В 1745 году сбор стал в 55 копеек, в 1760 году он поднят до 1 рубля, в 1768 до 2-х рублей, в 1785 году - до 3-х рублей.
Новое повышение оброка произошло в 1797 году - до 4 рублей 50 копеек.
Как и все тяглые сословия государственные крестьяне платили подушную подать, которая в 1794 году повысилась до 1 руб. 2 коп., а позже - до 1 руб. 25 коп.
Были также денежные сборы на мирские нужды, крестьяне выполняли и натуральные повинности - дорожную, постойную.
Тяжелой была и рекрутская повинность. Сдача одного рекрута обходилась государственным крестьянам в 50-80 рублей.
Хотя формально государственные крестьяне являлись свободными, на деле же их права ограничивались - они не могли свободно перейти в другие сословия, запрещались семейные разделы, они не могли заниматься откупами и подрядами.
Поэтому государственные крестьяне говорили о себе: «Мы не вольные, а казенные, государевы».
Государственная деревня подвергалась систематическому грабежу местным дворянством и чиновничей бюрократией.
В 1797 году в Курской губернии был привлечен к суду сам руководитель хозяйственного отделения Казенной палаты вице- губернатор князь Урусов.
В течение XVIII века более 1 мили- она государственных крестьян было роздано во владение помещикам. Правда, в Хотмыжском уезде эта участь крестьян миновала.
Самой многочисленной категорией крестьян в Хотмыжском уезде во второй половине ХУШ века стало крепостное крестьянство.
По данным, приведенным в «Краткой табели Харьковского наместничества Хот- мыжского уезда»: можно сделать следующий подсчет: в 80-х годах ХУШ века в Хотмыжском уезде имелось одно/шорцев и отставных солдат - 8370 душ мужского пола, экономических крестьян ш 4013, «владельческих», т.е. крепостных — 15885. В сумме это дает 28268 душ мужского пола. Если взять в процентном отношении, то одно/шорцев - 29,4, экономических - 14 и крепостных - 56,5 процента к общему числу крестьян. (РГАДА, ф. 1355, on. 1, ex. 2022).
Так, в нашем крае, в котором в середине, да и в конце XVII века почти не было крепостного крестьянства, во второй половине XVIII века оно составляет более половины населения уезда.
По данным «Экономических примечаний к генеральному межеванию» в 80-х годах XVIII века в Хотмыжском уезде имелось 45 фамилий помещиков. В основном, это были потомки детей боярских, что видно из их фамилий, встречавшихся еще в XVII веке - Белевцевы, Зыбины, Кустарские, Левшины, Ляляковы и др,
По размеру земельных владений и по количеству душ крепостных крестьян все они мелкие помещики.
Крупными землевладельцами и душевла- дельцами в уезде были Шереметевы, владевшие Борисовской вотчиной, Юсуповы, имевшие во владении Ракитную, и Хорваты, получившие бывшее головчинское имение Спасское-Головчино.
Из книги "История Борисовского края". |