Возникновение некоторых сёл Борисовского района связано с основанием Хотмышского Новознаменского мужского монастыря. Он был организован вскоре после постройки Хотмышска по прошению хотмышан царю Михаилу Фёдоровичу. Надо иметь в виду, что монастыри в то время являлись не только религиозными центрами, но и в какой-то мере выполняли функцию социального обеспечения, давая приют престарелым и искалеченным служилым людям, особенно если они оставались одиноки. Хотмышане в своём прошении царю писали: « и у нас, холопей твоих, отцы и дяди, и матери, и братья люди старые, а иные больные и на боях ранены и от больших ран по обычаю своему желают совершение христианского (неразборчиво) и иноческий образ принять, постригаться и в Хотмышском, государь, твоего государева богомолья монастыря нет, нам богомольцам и холопем твоим и отцом, и дядям и матерям, и братьям нашим, старым и раненым людям в Хотмышском постригатца негде…» (РГАДА ф 210, Белгородский стол, ех 151, лл 173-174) В 1642 году в декабре воевода Ф.Т. Пушкин писал в Москву: «… и посоветовав с хотмышаны всяких чинов людьми, занял я, холоп твой, под чорной монастырь место в Хотмышском на посаде, на большой улице за торговою площадью и за гостинным двором и той, государь, монастырь в Хотмышске устроится вскоре и церковь в отделке». (РГАДА, ф 210, Белгородский стол, ех 161, л 384) Однако для монастырей было характерно расположение не в городах-крепостях, а в удалении от них. Нам пока не известно, когда Знаменский монастырь был перенесён на новое место. Известны только названия двух архивных дел, которые говорят о наделении монастыря землями, на которых и был построен монастырь. В фонде 281 «Грамоты коллегии экономии» опись 9 РГАДА хранятся два дела, которые посвящены пожалованным землям. Но пока текст этих дел неизвестен. Приведём только названия этих дел. «14086 (7150-1642) «Выпись из хотмышских строельных книг игумену Хотмышского Новознаменского монастыря Корнелию с братиею на пашенные земли и сенные покосы за речкою Ворсклом в Хотмышском уезде»». «14087 (7151-1643) «Выпись из строельной книги чорному попу Новознаменского монастыря Феодосию с братиею на пашенную и сенокосные земли за р. Готнею в Хотмышском уезде»». На этих пожалованных землях и был построен новый монастырь. На них возникли принадлежавшие монастырю деревни- Готня, Подмонастырская и Трефиловка. Позже в 1710 году на земле, которую Б.П. Шереметьев взял у соборных попов, возникла слободка Красный Куток. В монастыре было две церкви, причём одна из них была каменной. Это сохранившаяся до нашего времени церковь в Понизовье, части Красного Кутка. Здесь отметим, что по данным «Экономических примечаний к генеральному межеванию» в 80-х гг. XVIII века в Хотмышском уезде было около 50 церквей из них только три каменных- бывшая монастырская в Понизовье, и две в Борисовке- Успенская и Троицкая. Хотмышский Знаменский монастырь просуществовал до 1764 г., когда при проведении правительством секуляризации монастырских и церковных владений был упразднён. Его церковь стала обычной приходской, а бывшие монастырские крестьяне стали государственными и назывались экономическими крестьянами. В Хотмышском уезде был ещё один монастырь- женский, располагавшийся в нынешнем селе Покровке, получившим название по имени монастыря. Дата его основания точно неизвестна, но скорее всего он создан был одновременно с мужским монастырём. Известен документ 1644 года о наделении этого монастыря землёй. (РГАДА ф 281, оп Ф, ех 14121, 14088) Покровский монастырь также был упразднён по секуляризации.
|