Несмотря на близость по времени рассматриваемого периода мы располагаем малым числом документальных данных, что не позволяет дать подробную характеристику всех сторон жизни нашего края за это время. Основные сведения, приводимые в этом очерке, взяты из двух сборников: «Курский сборник». Издание Курского губернского статистического комитета. Выпуск V. Курск. 1907 и «Обзор Курской губернии за 1910 год», Курск. 1911. Население в 1910 году в уезде было: в г. Грайвороне - 10530 человек обоего пола, в заштатном городе Хотмыжске - 2366, по Грайворонскому уезду - 204720. Среднегодовой прирост населения по уезду в 1906-1909 гг. составлял 1702 человека.
Характерной чертой центрально-черноземных губерний России было аграрное перенаселение. Царское правительство пыталось смягчить его переселением в Сибирь и на Дальний Восток. Но эта мера не достигала своей цели. Богатым крестьянам переселение было не нужно, а беднота не имела достаточно средств, чтобы обжиться на новых местах. По Грайворонскому уезду известны такие сведения о переселении в 1910 году. Переселилась всего 91 семья – 703 человека. Из них возвратились на родину 31 семья - 184 человека. Кроме этого, 75 семей получали разрешение на переселение, но отказались от него. Административное деление Грайворонского уезда оставалось тем же. Уезд делился на 12 волостей, в уезде было два города - уездный Грайворон и заштатный Хотмыжск.
По линии полицейской власти уезд разделялся на 4 стана. Было 5 участков земских начальников. Промышленность в уезде продолжала оставаться слаборазвитой. Большинство предприятий перерабатывало сельскохозяйственное сырье. Численность рабочих на них была незначительной, за исключением сахарных заводов, но они работали сезонно, и постоянных рабочих на них тоже было немного. В уездном городе в 1910 году имелось 11 предприятий с 90 рабочими. В уезде, т. е. в других селениях, имелось 184 промышленных предприятия с 1463 рабочими.
Из более крупных предприятий можно отметить 3 сахароваренных завода, 27 кирпичных заводов, 21 маслобойня конная, 24 кожевенных завода. Кустарные промыслы, сосредоточенные в основном в сл. Борисовке, продолжали существовать, но в состоянии кустарной промышленности «...не произошло заметных изменений, которые указывали бы на улучшение технических и экономических условий кустарных производств, а также на усиление их доходности».
Значительное число населения должно было искать наемную работу. Часть находила работу внутри уезда в хозяйствах помещиков и зажиточных крестьян. В 1910 году поденные цены на рабочие руки стояли такие: на весенних работах работник получал в день 61 коп., работница -41 коп., на сенокосе - работник - 85 коп., работница - 52 коп., на уборке хлебов - работник - 1 руб. 06 коп., работница - 65 коп. На дальние заработки из Грайворонского уезда в 1910 году ушло 11451 человек.
Важное значение для Грайворонского уезда имело завершение в 1910 году строительства железной дороги Харьков - Льгов, называвшейся тогда Северо-Донецкой железной дорогой. На территории уезда были построены станции Готня, разъезд Кулиновка, Новоборисовка, Хотмыжск. Слабость промышленного развития обуславливала малочисленность рабочего класса.
Местная буржуазия по сравнению с буржуазией крупных городов была, конечно, мелкой и больше связанной с торговлей. Накапливая капитал, отдельные богатеи вкладывали его в промышленные предприятия. Так, например, один из богатых иконоторговпев Чалый построил в Борисовке в 1914 году механическую мельницу. В целом же Грайворонский уезд носил аграрный характер.
Аграрный вопрос в 1905-1907 гг. в России остался нерешенным. Стремясь создать классовую опору в деревне, правительство Столыпина решило пойти на разрушение крестьянской общины, разрешив свободный выход из нее на хутора и отруба. Но столыпинская реформа не облегчила положение трудящихся крестьян, поэтому «...цели намеченные новыми землеустроительными законами встречены были населением губернии далеко несочувственно, чтобы не сказать враждебно». («Обзор Курской губернии за 1910 год». Курск. 1911, стр. 36).
Валовой сбор зерновых культур в Грайворонском уезде в 1910 году составлял: ржи - 2885346 пудов, озимой пшеницы - 1038458, овса - 1315712 пудов. Урожайность с одной десятины ржи равнялась на помещичьих землях 82,2 пуда, на крестьянских - 56,5, озимой пшеницы с помещичьих - 90,6 пуда, с крестьянских - 54,3 пуда. Урожайность сахарной свеклы, которая сеялась в помещичьих экономиях, приле гающих к сахарным заводам, составляла 137,7 берковца с десятины (1 берковец = 12 пудам). В уезде в 1910 году имелось 40221 лошадь, 38585 коров, 50303 овцы, 18559 свиней. Некоторые сведения о хозяйстве бывшего Грайворонского уезда можно найти в книге «Поуездные итоги Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 года по 57 губерниям и областям». М. 1923 г.
В уезде имелось 30965 хозяйств крестьянского типа и 84 частновладельческих. Общее число населения в уезде составляло 206813 человек, в том числе 105010 мужчин и 101803 женщины.
В итогах переписи отразилась и шедшая в то время Первая мировая война. В армию было взято 26101 человек. Это была самая трудоспособная часть населения.
Техническая оснащенность сельского хозяйства уезда характеризуется такими цифрами: в хозяйствах крестьянского типа имелось плугов 15201, сеялок - 144, веялок - 5176, молотилок - 638, косилок - 123, жнеек - 100; в частновладельческих хозяйствах плугов - 1305, сеялок - 367, веялок - 169, молотилок - 69, косилок - 66, жнеек - 157. К сожалению, нет конкретных данных о том, как протекала жизнь в Грайворонском уезде после начала Первой мировой войны. Можно только сказать, что война принесла населению нашего края, как и всей стране, новые тяготы.Тысячи лучших работников были в окопах, а крестьянские хозяйства и хозяйства кустарей приходили в упадок.
Книга - " История Борисовского края". Глава 21. Стр. 85,86.
|