18 апреля 1914 года из Управления делами Его Императорского Высочества Великого князя Павла Александровича на имя курского губернатора Николая Павловича Муратова пришла официальная бумага следующего содержания:
«По приказанию Великого князя Павла Александровича Управление делами Его Императорского Величества обращается к Вашему Превосходительству с покорнейшей просьбой сообщить, в возможно непродолжительном времени, для доклада Его Высочеству, сведения о прошлом крестьянина Курской губернии, Грайворонского уезда, слободы Борисовки Павла Георгиевича Любенкова (или Любенко),
касающиеся его небытности под судом и следствием, его нравственности и политической благонадежности».
Почему же вышеозначенный Любенко так интересовал императорский дом? Все дело в том, что грайворонский крестьянин уже два года состоял на службе шофером в Париже у Великого князя Павла Александровича, и Его Высочество было крайне довольно добросовестным отношением Любенко к своим служебным обязанностям. Следует пояснить, почему знакомство Великого князя и старооскольца произошло во Франции. Оба оказались за границей не по своей воле.
Младший сын Александра II Павел родился в Царском Селе в 1860 году. С 1882-го Павел Александрович служил в лейб-гвардии Гусарском полку, командовал эскадроном, а затем некоторое время – полком. По словам Великого князя Александра Михайловича, «Павел Александрович был самым симпатичным из четырех дядей Николая II... Он хорошо танцевал, пользовался успехом у женщин и был очень интересен в своем темно-зеленом, с серебром, доломане, малиновых рейтузах и ботиках лейб-гусара. Беззаботная жизнь кавалерийского офицера его вполне удовлетворяла, Великий князь Павел никогда не занимал ответственного поста».
В июне 1889-го Павел Александрович женился на дочери греческого короля Георга I, получившей имя Великой княгини Александры Георгиевны.
В сентябре 1891-го после тяжелых родов она скончалась, оставив мужу годовалую дочь Марию и новорожденного сына, названного Дмитрием. Как свидетельствует генерал А. А. Мосолов, «Великий князь со своими детьми уехал в Ильинское, подмосковное имение брата Сергея Александровича... Бездетная супруга Его высочества Елизавета Федоровна ревностно взялась за воспитание осиротевших племянников, стараясь заменить им мать».
В 1890-1896 годах Павел Александрович командовал лейб-гвардии Конным полком, затем 1-й Гвардейской кавалерийской дивизией, а в 1898-1902 годы – Гвардейским корпусом. В 1893-м он получил чин генерал–майора, в 1897-м назначен генерал-адъютантом, а в 1901 году произведен в генерал-лейтенанты.
В 1893-м молодой вдовец увлекся женой гвардейского офицера Э.А. Пистолькорса Ольгой Валериановной, урожденной Карнович, дочерью камергера В.Г. Карновича. В 1896 году у любовников родился сын Владимир. В начале 1902-го статс-секретарь А.А. Половцов писал в дневнике: «Город занят большим скандалом. Уже много лет Великий князь Павел Александрович состоит в связи с женой адъютанта Великого князя Владимира Александровича Пистолькорса. Бесцеремонность влюбленных достигла крайних пределов. Путешествия и прогулки вдвоем, обхождение с рожденным сыном, носящим фамилию Пистолькорса, и т. п. – все это принималось публикой как выражение совершившегося факта».
Вскоре, вопреки категорическому запрету императора, Павел Александрович вступил в морганатический брак со своей возлюбленной. Николай II уволил дядю от всех должностей, лишил звания генерал-адъютанта и запретил въезд в Россию.
Павел Александрович и Ольга Валериановна вместе с сыном Владимиром поселились в окрестностях Парижа, где Великий князь имел собственный дом. Здесь у супругов родились дочери – Ирина (1903 – 1990) и Наталия (1905 – 1981). Только в 1914 году Великому князю было разрешено вернуться в Россию. Семья поселилась в Царском Селе, где в Пашковском переулке для них был построен дворец в стиле неоклассицизма.
Судьба другого фигуранта нашей истории была не менее интересной. По метрическому свидетельству Любенко значилось, что он родился 10 сентября 1884 года и что родителями его являлись крестьянин Георгий Иванович Любенков и законная жена Матрена Васильевна. Павел Любенко, по его словам, покинул родину осенью 1905 года во время бывших тогда в уезде крестьянских беспорядков и перебрался без паспорта за границу с целью заработков. Возвращение Любенко в Россию было осуществлено на основании проходной надписи, сделанной на его метрическом свидетельстве Парижским Генеральным консульством. В дальнейшем Любенко предполагал обратиться с просьбой в свою волость о выдаче ему годового паспорта. Пока же временно ему было разрешено проживание в Царском Селе, по свидетельству Царскосельского полицейского управления.
Из канцелярии курского губернатора запрос был отправлен на родину Любенко в Грайворон. Рапорт грайворонского уездного исправника содержал неожиданную информацию: Павел Георгиевич Любенко действительно происходил из крестьян слободы Борисовки, но, как указывалось в рапорте, в 1905-1906 годы «был руководителем революционного движения». 30 августа 1905 года он принимал участие в беспорядках в слободе Борисовка, во время которых была разгромлена казенная винная лавка, а 8 и 9 июля 1906 года Любенко вновь участвовал в беспорядках, во время которых был сожжен дом бывшего стражника Павла Шевченко, разгромлена становая квартира, телефонная станция и обезоружена стража. Кроме того, Любенко подозревался в покушении на убийство бывшего экономического стражника Изюмского. После указанных событий Любенко скрылся, а 16 сентября 1906 года судебный следователь Грайворонского уезда объявил в числе других Павла Любенко в розыск по обвинению по ст. 263 ст. Уложения о наказаниях. П. Любенко был также объявлен в сыск и Курским окружным судом.
Получив информацию о возвращении П. Любенко в Россию, Курский окружной суд под председательством члена суда А.Н. Блукета в распорядительном заседании 16 мая 1914 года определил: «избрать безусловное содержание его под стражей и в случае его розыска заключить его под стражу».
Любенко, прибывший в Курскую губернию для выправки паспорта, был тут же задержан и заключен под стражу в Грайворонскую тюрьму. Производство дознания в отношении арестованного было окончено 30 июля 1914 года и направлено прокурору Курского окружного суда. П.Г. Любенко обвинялся по статье 129 Уголовного Уложения, которая предусматривала наказание за произнесение или чтение публично речи, или за распространение, или публичное выставление сочинения, или изображения, возбуждающих «к учинению бунтовщического или изменнического деяния; к ниспровержению существующего в государстве общественного строя; к неповиновению или противодействию закону; к учинению тяжкого преступления».
Документы архива не позволяют установить дальнейшую судьбу П.Г. Любенко. Очевидно одно: его профессиональная карьера в качестве шофера Великого князя была завершена, но сам факт длительного пребывания грайворонского революционера в ближайшем окружении дяди царя вызывает самое неподдельное удивление.
Виктор Раков, заместитель директора Госархива Курской области
http://www.kpravda.ru/article/society/024076/
|