На 22 июня 1941 года, 18 часов вечера в помещении летнего театра пос, Борисовка была назначена лекция директора заповедника «Лес на Ворскле», члена-корреспондента Академии наук СССР, профессора В. Н. Сукачева. Однако этой лекции не суждено было состояться...
19 октября 1941 года передовые части немецкой армии вступили в пос. Борисовка. Период оккупации условно можно разделить на два существенно отличающихся периода. Первый, с октября 1941 года по январь 1943 года. Он характеризуется относительной удаленностью мест боевых действий и попыткой немецких оккупантов организовать в Борисовском районе структуры гражданской власти и хозяйственного управления. Так, по воспоминаниям П. Д. Ткаченко, на базе совхоза «Борисовский» было создано Борисовское государственное имение, аббревиатура которого (БГИ) широко использовалась, в том числе в виде табличек на автотракторном и гужевом транспорте. Ведением лесного хозяйства на территории Леса на Ворскле занималась лесохозяйственная организация, включающая руководителя, лесников и бухгалтерию. В дубраве были налажены уход за лесом, санитарные рубки, отпуск дров и т.д. Работники учреждений и организаций получали зарплату в немецких марках. Бревна распиливались на брус (примерный размер 25 см х 25 см), мебельную дощечку и клепку и вывозились для отправки в Германию на железнодорожную станцию «Новоборисовка». От лесопилки в 10-м квартале лесоматериалы вывозили по современной улице Рудого, а лесопилки в 5-м квартале - по Кугянскому шляху до усадьбы совхоза «Борисовский» и далее через пос. Борисовку. Было вырублено около 8 гектаров лесных насаждений.
На центральной усадьбе заповедника расположились немецкий штаб и госпиталь. Рядом с усадьбой были устроены 2 кладбища - офицерское (в дендрарии, который в результате был уничтожен) и солдатское. Вокруг усадьбы в лесу был вырублен подрост деревьев и кустарниковая растительность, отрыты, окопы, устроены блиндажи и пулеметные гнезда. В целом дубрава заповедника превратилась в один из укрепрайонов глубоко эшелонированной обороны немецкой армии на Курской дуге. Особенно много оборонительных и инженерных сооружений было создано вдоль восточной границы заповедника. В центральной части дубравы находились склады боеприпасов и горюче-смазочных материалов, а также располагались укрытия для боевой техники. При сооружении блиндажей и других укрытий немецкими войсками лес не рубился, а использовались бревна и пиломатериалы существующих в окрестностях зданий и сооружений (Ткаченко П. Д.). В настоящее время земляные сооружения обильно поросли деревьями, что устраняет возможность их рекультивации.
С учетом протяженности всех дорог с покрытием бревенчатым настилом в заповеднике и его окрестностях, можно предположить о вырубке 40-50 тыс. деревьев в культурах сосны Леса на Ворскле или в перерасчете - 15-24 га лесных насаждений, что на самом деле существенно превышает данную площадь в связи с отсутствием сплошных рубок.
Через р. Готня, правый приток р. Ворскла, в с. Красный Куток, непосредственно перед отступлением, инженерными частями немецкой армии был возведен 200-метровый деревянный мост для переправы танков и другой военной техники в направлении с. Хотмыжск. Ширина моста составляла примерно 5-6 м. Мост был построен из дубового бруса на сосновых сваях с креплением анкерными болтами (Коваленко А. Л.). Полусгнившие сваи этого моста, впоследствии разобранного местными жителями, сохранились до настоящего времени.
В ходе стремительного наступления Советской армии после разгрома основных сил немецких войск на Курской дуге Борисовский район был освобожден без продолжительных боевых действий, благодаря чему сохранились здания и сооружения на центральной усадьбе заповедника. Вместе с тем, в результате поспешного отступления немецких войск в дубраве осталось большое количество боеприпасов, склады которых продолжали находить еще в 50-е гг. По воспоминаниям дочерей 3. М. Саниной (архив заповедника), Зоя Михайловна, исполнявшая после оккупации обязанности директора заповедника, целыми днями работала в лесу. Вероятно, работа имела, помимо оказания помощи саперам, преимущественно лесохозяйственную направленность. Поскольку в приказе № 11 по заповеднику «Лес на Ворскле» от 21 апреля 1945 года за подписью В. Н. Сукачева специально указывалось, что участки, занятые вековой дубравой, считаются «абсолютным заповедником», где «не разрешается не только всякого рода пользование лесом, но и уборка сухостоя».
Глава из книги - "История Борисовского края"
28 июня 2012 г. |