Борис Григорьевич Сусла - коренной борисовец. Его отец Григорий Иванович прошел путь от кочегара до машиниста паровоза, мама - Мария Андреевна занималась воспитанием детей, в семье их было трое. Боря появился на свет вторым ребенком. Сегодня ему почти семьдесят лет. У него две взрослые дочери: Эльвира и Ангелина, два внука-студента: Борис и Максим. Подполковник Б. Г. Сусла отдал службе в РОВД более 32 лет, из них в государственной автомобильной инспекции - 22. Награжден за добросовестный труд в органах внутренних дел тремя медалями милицейской доблести, имеет медаль «Ветеран труда» и многие другие юбилейные награды. Четырнадцать лет Борис Григорьевич уже на заслуженном отдыхе, но не стареет душой ветеран. Он, как и в молодости, полон сил и энергии, возглавляет Совет ветеранов райотдела внутренних дел, часто бывает в отделении ГИБДД, передает молодым сотрудникам свой жизненный и профессиональный опыт, интересуется состоянием оперативной обстановки на дорогах и очень переживает за то, что в районе совершается много дорожно-транспортных происшествий. Любовь и уважение у жителей Борисовского и Грайворонского районов этот человек снискал своей честностью, принципиальностью, гражданским мужеством, беззаветной преданностью служебному долгу и высочайшей ответственностью за судьбы людей. Борис Григорьевич на протяжении более двух десятков лет активно сотрудничал с районной газетой «Призыв», писал материалы профилактического характера и о дорожно-транспортных происшествиях, нарушителях Правил дорожного движения, о сотрудниках ГАИ и их добровольных помощниках и многом другом. Они вызывали у читателей большой интерес, поэтому публиковались регулярно. Борис Григорьевич отличался пунктуальностью и аккуратностью, всегда руководствовался принципом: «Дал слово • сдержи», совместно с журналистами еженедельно проводил рейды на дорогах района и каждый раз поражала его высокая культура в общении с участниками дорожного движения. И что больше всего удивляло, оштрафованные им нарушители впоследствии становились его активными помощниками. В Борисовке и районе среди водителей бытовало мнение: «От Суслы ни один нарушитель не ускользнет». Одни называли его образно «Штирлицем», другие - Зорро. Особенно его боялись те, кто в нетрезвом состоянии садились за руль автомобиля, трактора или мотоцикла. До сих пор в Борисовке и селах о нем с теплотой говорят: «Сусла был настоящий госавтоинспектор, а не гаишник. Многим у него надо поучиться. Только тогда на дорогах будет наведен порядок». И вот, спустя 14 лет, мы снова встретились в редакционном кабинете. Разговор пошел о нелегких милицейских буднях Бориса Григорьевича и интересных событиях на дорогах того времени. - В 1962 году я был принят на службу в РОВД, - вспоминал собеседник. - Начальником тогда был бывший участник ВОВ Втулкин Григорий Павлович. В райотделе имелось 5 лошадей и один автомобиль ГАЗ-51. Меня приняли водителем-милиционером. Автомобиль одновременно был оперативным (выезжал на места совершенных происшествий), в тоже время служебным (возил начальника в колхоз, где райком партии закрепил его уполномоченным на период проведения важных сельскохозяйственных компаний) и грузовым (делали заготовки кормов лошадям). Десять лет я проработал в этой должности. В 1963 году Втулкина сменил Безрукавников Митрофан Григорьевич в период укрупнения районов. В 1971 году Безрукавников ушел на пенсию, а вместо него назначен Виталий Борисович Турбин. Под его руководством построили новое здание и новоселье в нем справили в канун нового, 1974 года. Здание просторное, светлое не шло ни в какое сравнение с тем, в котором находились раньше. Распределили кабинеты. Личный состав тогда насчитывал 88 человек, мы с трудом даже разыскивали друг друга, так было много места. По решению Турбина В. Б. после окончания купянского автотранспортного техникума меня назначили старшим госавтоигспектором РОВД. Нашему подразделению здесь выделили 2 кабинета. В штате ГАИ насчитывалось всего два человека: я - старший госавтоинспектор и Михаил Иванович Питимко - инспектор дорожного надзора. Я был третий госавтоинспектор в укрупненном районе, до этого такую должность занимали Василий Кузьмич Буслаев и Владимир Николаевич Козьменко. Тогда этой службе недостаточно уделялось внимания. На учете состояло 1260 автомобилей и 94 мотоцикла, принадлежащие государственным предприятиям, 360 автомобилей и 2640 мотоциклов находились в личной собственности граждан. • перед нами стояла главная задача - не допустить роста ДТП и сделать для этого все возможное. Приходилось использовать различные формы и методы работы. Самый действенный, на мой взгляд, - общение с водителем. Может потому и ползли различные слухи: «Куда не поедешь - везде встретишь работника ГАИ». И я, и Михаил Иванович Питимко себя не жалели, работали иногда сутками. В то время у нас было громадное подспорье - более 100 общественных помощников: отряды, посты безопасности движения при каждом колхозе, совхозе. Мы знали поименно всех водителей, знали, кто на что способен, какие у него «слабые» места и старались работать персонально с каждым. И не только как с водителем, но и как с человеком, воспитывали в них честность, ответственность и гордость за свою профессию, некоторых, правда, стыдили за аморальные поступки. И, знаете, помогало. В 1990 году количество автотранспорта достигло «пика», причем число государственных автомобилей увеличилось в два раза, личного пользования - втрое, а мотоциклов в полтора раза. Поэтому и ДТП случались чаще, в основном вечером и ночью. Был такой год, когда в колхозе свеклу убирали в январе, когда стояли заморозки, а на плантации снега по колено. На полях работали комбайны, свеклопогрузчики, автомобили. Мы были тоже в ответе за урожай, поэтому контроль был жестким. Проверяли, чтобы водители трезвыми управляли транспортными средствами и не допускали хищений урожая, способсто- вали надлежащей и правоохранительной работе транспорта. С особой теплотой и благодарностью Борис Григорьевич рассказывал о работниках ГАИ, которые у него прошли хорошую школу и безупречно выполняли свои обязанности, были честными и принципиальными. Это Михаил Иванович Питимко, Святослав Ильич Кравцов, Игорь Анатольевич Щербаченко, Леонид Дмитриевич Павлов, Вячеслав Валерьевич Дебелый и другие. - Глядя на меня, никто из них никогда не роптал, что им сложно или трудно, есть какие-то проблемы, хотя в нашем подразделении было больше проблем, чем у других, - продолжил собеседник. - Не хватало транспорта, людей, а обьем грузоперевозок увеличивался, для перевозки урожая задействовали прикомандированных водителей, а за ними необходим постоянный контроль. За годы несения службы в ГАИ, как и до этого милиционером, Борис Григорьевич никогда не прятался за спины других, а наоборот, не раз рисковал своей жизнью. Таких случаев было несколько. Борис Григорьевич вспоминает: - В селе Дорогощь в 1979 году, осенью полным ходом шла уборка сахарной свеклы, урожай высокий, своего транспорта для перевозки не хватало и на помощь приехали водители из Дагестана. Они доставляли свекловичные корни на сахарный завод «Большевик», который находился в Головчино. А в этом селе больше всего совершалось преступлений как экономической направленности, так и на бытовой почве. И вот один водитель-дагестанец на повороте от моста в направлении Грайворона сбил троих человек: двое скончались на месте, а один был тяжело ранен. Водитель с места происшествия скрылся. В РОВД об этом поступила информация и мы с участковым милиции Николаем Михайловичем Же- ребиловым отправились на его поиски. В Дорогощи предположительно знали, где живут прикомандированные водители. На окраине села случайно увидели автомобиль, номера его были в грязи и трудно было рассмотреть. Но внимание привлекло то, что в кабине горел свет. Рядом с водителем сидел еще один человек, наверняка, они вдвоем выпивали. И когда я подошел, водитель хотел завести автомобиль и уехать. Но у него так быстро завести грузовик не получилось, тогда он открыл дверь и выскочил из кабины. Мужик он был здоровый и хорошо натренированный. Пока участковый спросил у меня, этот ли подозреваемый в машине, водитель в это время выскочил, наверняка понадеялся, что никто его не будет догонять. Но ошибся. Бежать за ним пришлось метров семьсот, пока он не выдохся. С участковым его задержали, позже судом убийца был лишен свободы на 12 лет. Второй случай произошел в Дунайке, тоже во время перевозки свеклы прикомандированным белгородским водителем. Шел дождь, свекловичные комбайны и погрузчики в поле не работали и водители в это время отдыхали. Между двумя прикомандированными произошла ссора, один из них нанес ножевое ранение другому и тот скончался. Из Грайворона в дежурную часть РОВД поступило сообщение, что в сторону Борисовки движется автомобиль «Урал», водитель которого совершил убийство. Как сегодня помню, это было в два часа ночи. Дежурил в тот день Валентин Петрович Курбатов и сказал мне, «Борис Григорьевич, надо как-то остановить этого водителя». Не думая о последствиях, я пешком отправился на выполнение задания. Несколько раз прошел по центральной площади поселка возле Дома культуры, (она тогда была открытой для проезда транспорта). Спустя неск9лько минут услышал гул, похожий на «Урал», вышел на дорогу к перекрестку и увидел мчащийся автомобиль такой марки, в голове мелькали разные мысли: «Как подойти?», «Как найти с водителем контакт?» Правда, на жезл водитель остановился. Но из кабины со мной разговаривал через приоткрытое окно, дверцу не открывал. - Ну разве так можно, - начал я. - Уже третий час ночи, никого вокруг нет. Выйдите, хоть поговорим, куда держите путь, пообщаемся. Мы же люди... Убедил. Как только водитель открыл дверцу кабины и хотел спуститься вниз, я взял его в охапку, положил на плечи и в таком состоянии нес к зданию РОВД. Подошел к двери, а она закрыта. Оказывается, ребята дежурной части обо мне забыли и их одолел сон. Начал стучать, проснулись, открыли. «Смотрите, какой я вам «багаж» принес, - пояснил им. Когда доставленного осмотрели, то увидели в одном кармане его брюк окровавленный нож, которым он убил своего друга. Районным судом данный гражданин был приговорен к 8 годам лишения свободы. А я до сих пор удивляюсь, что и моя жизнь тогда тоже висела на волоске, ведь находился наедине с убийцей в глухую ночь. Риск с моей стороны был, конечно же, большой. Но, честно говоря, я о себе тогда и не думал. Главным для меня - выполнить задание - задержать преступника. Вот таким горячим был Борис Григорьевич все годы. В начале моей службы в ГАИ единственным транспортом был мотоцикл. Звонят в 2-3 часа ночи о случившемся дорожно-транс- портном происшествии, - продолжил Б. Г. Сусла. - Я сажусь на МТ-9 независимо от времени года и еду в Почаево, Смородино или Дорогощь. Расстояние от Борисовки приличное. Связи никакой. Никто не мог знать, что со мной может случиться в дороге. Только когда проезжал возле какой-нибудь конторы колхоза, где находится сторож, по телефону сообщал в дежурную часть, что жив, здоров, сделал то-то и уже возвращаюсь обратно. Конечно, у сегодняшних сотрудников отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения района все по- другому, хотя особо им и не завидую. Наоборот, радуюсь, что сегодня у них есть возможность работать нормально, выдавать информацию и оперативно и умело ею пользоваться, у них имеются средства связи и другие спецсредства, в том числе и служебные автомобили. У них есть крыша над головой, а у нас ее не было. Протоколы и соответствующую документацию мы заполняли в поле или на дороге, они же это делают мигом, что от них требуется и в теплой кабине. И тем не менее, я горжусь тем, что сегодня добросовестно продолжают начатое мной дело - Валерий Митрофанович Юдин, исполняющий обязанности начальника ОГИБДД, Леонид Дмитриевич Павлов, начальник РЭП, инспекторы Вячеслав Валерьевич Дебелый, Игорь Дмитриевич Сытник и другие. Часто встречаюсь и с молодыми сотрудниками этого подразделения, считаю, что они тоже достигают успехов в работе. Всему личному составу пожелаю крепкого здоровья, порядочности, высокой профессиональной культуры, быть беззаветно преданными делу. Я всегда готов прийти на помощь словом или делом, поделиться профессиональным или жизненным опытом. Как говорится, у ветеранов есть еще порох в пороховницах. А многоуважаемому Борису Григорьевичу Сусле у нас тоже есть пожелания - крепкого здоровья, кавказского долголетия и еще долго возглавлять ветеранскую организацию райотдела внутренних дел и, конечно же, всегда быть молодым душой и сердцем. Так и должно быть!
М. ПОКУТНЯЯ.
На снимке: ветеран труда, бывший начальник
отделения ГАИ Борисовского РОВД Б. Г. Сусла. Фото автора.
Районная газета "Призыв" 13 ноября 2008 года. |