Меню сайта
    Разделы
Наши выдающиеся земляки
Герои Советского Союза
Герои Социалистического Труда
Кавалеры Ордена Славы трёх степеней
Кавалеры Ордена Мужества
Русские витязи
Кавалеры Георгиевского креста
Профессия и люди.
      Поиск
...
 Объявления
      Погода
...
Православные праздники
...
Праздники России

 


Это был настоящий госавтоинспектор
 Борис Григо­рьевич Сусла - коренной борисовец. Его отец Григорий Иванович прошел путь от кочегара до ма­шиниста паровоза, мама - Мария Андреевна занималась воспита­нием детей, в семье их было трое. Боря появился на свет вторым ре­бенком. Сегодня ему почти семь­десят лет. У него две взрослые дочери: Эльвира и Ангелина, два внука-студента: Борис и Максим. Подполковник Б. Г. Сусла отдал службе в РОВД более 32 лет, из них в государственной автомо­бильной инспекции - 22. Награж­ден за добросовестный труд в органах внутренних дел тремя медалями милицейской доблес­ти, имеет медаль «Ветеран труда» и многие другие юбилейные на­грады. Четырнадцать лет Борис Григорьевич уже на заслуженном отдыхе, но не стареет душой ве­теран. Он, как и в молодости, по­лон сил и энергии, возглавляет Совет ветеранов райотдела внут­ренних дел, часто бывает в отде­лении ГИБДД, передает молодым сотрудникам свой жизненный и профессиональный опыт, интере­суется состоянием оперативной обстановки на дорогах и очень пе­реживает за то, что в районе со­вершается много дорожно-транс­портных происшествий. Любовь и уважение у жителей Борисовского и Грайворонского районов этот человек снискал своей честностью, принципиаль­ностью, гражданским мужеством, беззаветной преданностью слу­жебному долгу и высочайшей от­ветственностью за судьбы людей. Борис Григорьевич на протяже­нии более двух десятков лет ак­тивно сотрудничал с районной га­зетой «Призыв», писал материа­лы профилактического характера и о дорожно-транспортных про­исшествиях, нарушителях Правил дорожного движения, о сотрудни­ках ГАИ и их добровольных по­мощниках и многом другом. Они вызывали у читателей большой интерес, поэтому публиковались регулярно. Борис Григорьевич отличался пунктуальностью и ак­куратностью, всегда руководство­вался принципом: «Дал слово • сдержи», совместно с журналис­тами еженедельно проводил рей­ды на дорогах района и каждый раз поражала его высокая куль­тура в общении с участниками дорожного движения. И что боль­ше всего удивляло, оштрафован­ные им нарушители впоследствии становились его активными по­мощниками. В Борисовке и районе среди водителей бытовало мнение: «От Суслы ни один нарушитель не ус­кользнет». Одни называли его об­разно «Штирлицем», другие - Зорро. Особенно его боялись те, кто в нетрезвом состоянии садились за руль автомобиля, трактора или мотоцикла. До сих пор в Борисов­ке и селах о нем с теплотой го­ворят: «Сусла был настоящий го­савтоинспектор, а не гаишник. Многим у него надо поучиться. Только тогда на дорогах будет на­веден порядок». И вот, спустя 14 лет, мы снова встретились в редакционном ка­бинете. Разговор пошел о нелег­ких милицейских буднях Бориса Григорьевича и интересных собы­тиях на дорогах того времени. - В 1962 году я был принят на службу в РОВД, - вспоминал со­беседник. - Начальником тогда был бывший участник ВОВ Втулкин Григорий Павлович. В рай­отделе имелось 5 лошадей и один автомобиль ГАЗ-51. Меня приня­ли водителем-милиционером. Ав­томобиль одновременно был опе­ративным (выезжал на места со­вершенных происшествий), в тоже время служебным (возил началь­ника в колхоз, где райком партии закрепил его уполномоченным на период проведения важных сель­скохозяйственных компаний) и грузовым (делали заготовки кор­мов лошадям). Десять лет я про­работал в этой должности. В 1963 году Втулкина сменил Безрукавников Митрофан Григо­рьевич в период укрупнения рай­онов. В 1971 году Безрукавников ушел на пенсию, а вместо него назначен Виталий Борисович Тур­бин. Под его руководством пост­роили новое здание и новоселье в нем справили в канун нового, 1974 года. Здание просторное, светлое не шло ни в какое срав­нение с тем, в котором находи­лись раньше. Распределили каби­неты. Личный состав тогда насчи­тывал 88 человек, мы с трудом даже разыскивали друг друга, так было много места. По решению Турбина В. Б. пос­ле окончания купянского авто­транспортного техникума меня назначили старшим госавтоигспектором РОВД. Нашему подраз­делению здесь выделили 2 каби­нета. В штате ГАИ насчитывалось всего два человека: я - старший госавтоинспектор и Михаил Ива­нович Питимко - инспектор до­рожного надзора. Я был третий госавтоинспектор в укрупненном районе, до этого такую должность занимали Василий Кузьмич Бус­лаев и Владимир Николаевич Козьменко. Тогда этой службе недостаточно уделялось внима­ния. На учете состояло 1260 авто­мобилей и 94 мотоцикла, принад­лежащие государственным пред­приятиям, 360 автомобилей и 2640 мотоциклов находились в личной собственности граждан. • перед нами стояла главная задача - не допустить роста ДТП и сделать для этого все возмож­ное. Приходилось использовать различные формы и методы ра­боты. Самый действенный, на мой взгляд, - общение с водителем. Может потому и ползли различ­ные слухи: «Куда не поедешь - везде встретишь работника ГАИ». И я, и Михаил Иванович Питимко себя не жалели, работали иногда сутками. В то время у нас было громадное подспорье - более 100 общественных помощников: отря­ды, посты безопасности движения при каждом колхозе, совхозе. Мы знали поименно всех водителей, знали, кто на что способен, какие у него «слабые» места и стара­лись работать персонально с каж­дым. И не только как с водите­лем, но и как с человеком, воспи­тывали в них честность, ответ­ственность и гордость за свою профессию, некоторых, правда, стыдили за аморальные поступ­ки. И, знаете, помогало. В 1990 году количество авто­транспорта достигло «пика», при­чем число государственных авто­мобилей увеличилось в два раза, личного пользования - втрое, а мо­тоциклов в полтора раза. Поэто­му и ДТП случались чаще, в ос­новном вечером и ночью. Был такой год, когда в колхозе свеклу убирали в январе, когда стояли заморозки, а на плантации снега по колено. На полях работали комбайны, свеклопогрузчики, автомобили. Мы были тоже в ответе за урожай, поэтому контроль был жестким. Проверяли, чтобы води­тели трезвыми управляли транс­портными средствами и не допус­кали хищений урожая, способсто- вали надлежащей и правоохра­нительной работе транспорта. С особой теплотой и благодар­ностью Борис Григорьевич рас­сказывал о работниках ГАИ, кото­рые у него прошли хорошую шко­лу и безупречно выполняли свои обязанности, были честными и принципиальными. Это Михаил Иванович Питимко, Святослав Ильич Кравцов, Игорь Анатолье­вич Щербаченко, Леонид Дмитри­евич Павлов, Вячеслав Валерье­вич Дебелый и другие. - Глядя на меня, никто из них никогда не роптал, что им сложно или трудно, есть какие-то пробле­мы, хотя в нашем подразделении было больше проблем, чем у дру­гих, - продолжил собеседник. - Не хватало транспорта, людей, а обьем грузоперевозок увеличи­вался, для перевозки урожая за­действовали прикомандирован­ных водителей, а за ними необхо­дим постоянный контроль. За годы несения службы в ГАИ, как и до этого милиционером, Бо­рис Григорьевич никогда не пря­тался за спины других, а наобо­рот, не раз рисковал своей жиз­нью. Таких случаев было несколь­ко. Борис Григорьевич вспоми­нает: - В селе Дорогощь в 1979 году, осенью полным ходом шла убор­ка сахарной свеклы, урожай вы­сокий, своего транспорта для пе­ревозки не хватало и на помощь приехали водители из Дагестана. Они доставляли свекловичные корни на сахарный завод «Боль­шевик», который находился в Го­ловчино. А в этом селе больше всего совершалось преступлений как экономической направленно­сти, так и на бытовой почве. И вот один водитель-дагестанец на по­вороте от моста в направлении Грайворона сбил троих человек: двое скончались на месте, а один был тяжело ранен. Водитель с места происшествия скрылся. В РОВД об этом поступила инфор­мация и мы с участковым мили­ции Николаем Михайловичем Же- ребиловым отправились на его поиски. В Дорогощи предположи­тельно знали, где живут прикоман­дированные водители. На окраи­не села случайно увидели автомобиль, номера его были в грязи и трудно было рассмотреть. Но внимание привлекло то, что в ка­бине горел свет. Рядом с води­телем сидел еще один человек, наверняка, они вдвоем выпивали. И когда я подошел, водитель хо­тел завести автомобиль и уехать. Но у него так быстро завести гру­зовик не получилось, тогда он от­крыл дверь и выскочил из каби­ны. Мужик он был здоровый и хорошо натренированный. Пока участковый спросил у меня, этот ли подозреваемый в машине, во­дитель в это время выскочил, на­верняка понадеялся, что никто его не будет догонять. Но ошибся. Бежать за ним пришлось метров семьсот, пока он не выдохся. С участковым его задержали, позже судом убийца был лишен свобо­ды на 12 лет. Второй случай произошел в Дунайке, тоже во время перевозки свеклы прикомандированным белгородским водителем. Шел дождь, свекловичные комбайны и погрузчики в поле не работали и водители в это время отдыхали. Между двумя прикомандирован­ными произошла ссора, один из них нанес ножевое ранение дру­гому и тот скончался. Из Грайворона в дежурную часть РОВД по­ступило сообщение, что в сторо­ну Борисовки движется автомо­биль «Урал», водитель которого со­вершил убийство. Как сегодня по­мню, это было в два часа ночи. Дежурил в тот день Валентин Пет­рович Курбатов и сказал мне, «Бо­рис Григорьевич, надо как-то ос­тановить этого водителя». Не ду­мая о последствиях, я пешком от­правился на выполнение задания. Несколько раз прошел по цент­ральной площади поселка возле Дома культуры, (она тогда была открытой для проезда транспор­та). Спустя неск9лько минут ус­лышал гул, похожий на «Урал», вышел на дорогу к перекрестку и увидел мчащийся автомобиль та­кой марки, в голове мелькали разные мысли: «Как подойти?», «Как найти с водителем контакт?» Правда, на жезл водитель остано­вился. Но из кабины со мной раз­говаривал через приоткрытое окно, дверцу не открывал. - Ну разве так можно, - начал я. - Уже третий час ночи, никого вок­руг нет. Выйдите, хоть поговорим, куда держите путь, пообщаемся. Мы же люди... Убедил. Как толь­ко водитель открыл дверцу кабины и хотел спуститься вниз, я взял его в охапку, положил на плечи и в таком состоянии нес к зданию РОВД. Подошел к двери, а она закрыта. Оказывается, ребята дежурной части обо мне забыли и их одолел сон. Начал стучать, проснулись, открыли. «Смотрите, какой я вам «багаж» принес, - по­яснил им. Когда доставленного осмотре­ли, то увидели в одном кармане его брюк окровавленный нож, ко­торым он убил своего друга. Рай­онным судом данный гражданин был приговорен к 8 годам лише­ния свободы. А я до сих пор удив­ляюсь, что и моя жизнь тогда тоже висела на волоске, ведь находил­ся наедине с убийцей в глухую ночь. Риск с моей стороны был, конечно же, большой. Но, честно говоря, я о себе тогда и не ду­мал. Главным для меня - выпол­нить задание - задержать пре­ступника. Вот таким горячим был Борис Григорьевич все годы. В начале моей службы в ГАИ единственным транспортом был мотоцикл. Звонят в 2-3 часа ночи о случившемся дорожно-транс- портном происшествии, - продол­жил Б. Г. Сусла. - Я сажусь на МТ-9 независимо от времени года и еду в Почаево, Смородино или Дорогощь. Расстояние от Борисовки приличное. Связи ни­какой. Никто не мог знать, что со мной может случиться в дороге. Только когда проезжал возле ка­кой-нибудь конторы колхоза, где находится сторож, по телефону сообщал в дежурную часть, что жив, здоров, сделал то-то и уже возвращаюсь обратно. Конечно, у сегодняшних сотруд­ников отделения государствен­ной инспекции безопасности до­рожного движения района все по- другому, хотя особо им и не за­видую. Наоборот, радуюсь, что сегодня у них есть возможность работать нормально, выдавать ин­формацию и оперативно и уме­ло ею пользоваться, у них имеют­ся средства связи и другие спец­средства, в том числе и служеб­ные автомобили. У них есть кры­ша над головой, а у нас ее не было. Протоколы и соответству­ющую документацию мы заполня­ли в поле или на дороге, они же это делают мигом, что от них тре­буется и в теплой кабине. И тем не менее, я горжусь тем, что сегодня добросовестно про­должают начатое мной дело - Ва­лерий Митрофанович Юдин, ис­полняющий обязанности началь­ника ОГИБДД, Леонид Дмитрие­вич Павлов, начальник РЭП, инс­пекторы Вячеслав Валерьевич Дебелый, Игорь Дмитриевич Сытник и другие. Часто встречаюсь и с молодыми сотрудниками этого подразделения, считаю, что они тоже достигают успехов в рабо­те. Всему личному составу поже­лаю крепкого здоровья, порядоч­ности, высокой профессиональ­ной культуры, быть беззаветно преданными делу. Я всегда готов прийти на помощь словом или делом, поделиться профессио­нальным или жизненным опытом. Как говорится, у ветеранов есть еще порох в пороховницах. А многоуважаемому Борису Григорьевичу Сусле у нас тоже есть пожелания - крепкого здо­ровья, кавказского долголетия и еще долго возглавлять ветеран­скую организацию райотдела внутренних дел и, конечно же, все­гда быть молодым душой и серд­цем. Так и должно быть!
 
М. ПОКУТНЯЯ.
 
На снимке: ветеран труда, быв­ший начальник 
отделения ГАИ Борисовского РОВД Б. Г. Сусла. Фото автора.

Районная газета "Призыв" 13 ноября 2008 года.
Категория: Профессия и люди. | Добавил: юрий (17.01.2012)
Просмотров: 1522 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Местное время
      
   Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
...
...
...
    
 
Официальные
сайты  района
    
 



...
 Форма входа

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
         
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz