Я хочу вспомнить о своем друге – полковнике Климове Сергее Николаевиче, летчике - пилотажнике гвардейского истребительного полка Центра показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба.
С Сережкой я познакомился в далеком 1981 году, проходя службу в гвардейском Виленском истребительном авиационном полку. Хотя мы служили в разных эскадрильях, но судьба нас свела в Шаталово. Это были годы становления молодых офицеров. Сережка летал, я обслуживал авиационную технику в авиационной эскадрилье. В то время нам не давали отдыхать: летали по 3-4 раза в неделю, плюс боевая и политическая подготовка, плюс учения и т.д. Наш гвардейский полк был на хорошем счету в ВВС, т.к. мог решать боевые задачи с хорошим качеством. В 1983 году меня перевели в Кубинку на должность начальника группы обслуживания АО авиационной эскадрильи. Помимо боевой подготовки полк начинал осваивать пилотаж на новых самолетах. Появились и пилотажные группы: «Русские витязи», «Стрижи», «Небесные гусары». Для укомплектования этих групп в полк набирали наиболее подготовленных летчиков истребительной авиации ВВС. Именно тогда, в 1989 году, в Кубинку прибыли два пилота, два друга, два брата по жизни – Сергей Климов и Николай Кордюков. Эти ребята получили хорошую выучку прошли суровую школу Афганистана. В Кубинке, как молодые летчики, выполняли тяжелую работу: наряды, облеты самолетов. В пилотажную группу их сразу не взяли . Сергей и Николай очень сильно переживали, но постоянно совершенствовали свою летную подготовку, верили и надеялись, ведь они хотели стать «пилотажниками». В 1985 году я перешел из эскадрильи в группу объективного контроля, в которой прослужил до декабря 2002 года: сначала инженером, а потом начальником группы. Поэтому весь летный состав полка объективно «проходил» через меня. Об уровне подготовки я мог доложить по каждому летчику. В этот момент судьба вновь свела меня с замечательным человеком – Сережкой Климовым. Мы все любя, звали его Климом! Это, если хотите, был его пожизненный позывной! И Сергей не обижался, что его так звали. За что я полюбил Клима, почему доверял ему? Отвечу так: за то, что он был откровенен и честен во всем; за то, что обладал большой силой воли; за то, что умел любить ближнего и далекого человека; за то, что не умел отказывать; за то, что он был простым парнем! Его отточенные, на два колеса, посадки, когда он тянул на углах до минимальной скорости, а затем – парашют. Его смелость и отвага. Во время перелета в Китай в 1998 году на высоте 12000 метров на его самолете произошла частичная разгерметизация кабины. Начало «сифонить» воздухом через фонарь. Серега, не долго думая, снял перчатку и засунул в щель фонаря, чтобы не дуло. Так и летел 1 час 30 минут! Я не летчик, хотя и вырос в семье летчика. Мой отец – Герой Советского Союза Заслуженный военный летчик СССР генерал-лейтенант авиации Петр Васильевич Базанов привил мне пожизненную любовь и уважение к людям летной профессии. Правда, разные бывают летчики. Бывают и карьеристы, которые на чужом горбу готовы и в рай попасть. Бывают и просто бездарные летчики-командиры, которые ради своей карьеры готовы сделать любую пакость. Таким командирам Сергей Климов мог в глаза сказать, что они из себя представляют, и что умеют в летном деле. Мы с Серегой часто говорили на эти темы. Клим говорил, чтобы стать «пилотажником» нужно большое усердие, желание трудиться и летать! А главное – нужно просто уважать небо и профессию летчика, любить и уважать людей, обслуживающих самолеты. Сережка всегда сильно переживал, когда допускал ошибки в процессе полетов. Ошибки в технике пилотирования, – говорил он, – должны не утаиваться, а громогласно разбираться и исправляться! Но главное – пилоту нужно давать больше летать! Клим любил небо, любил, наверное, по-своему, а небо его уважало и берегло, выводя порой из критических ситуаций. Трагический 1995 год. Камрань. Это был, наверное, роковой год для Сережки. Страшная нелепая катастрофа унесла из жизни лучших соколов группы «Русские витязи». Видимо, случившаяся трагедия и подорвала здоровье Клима. Погибли не просто его братья по крылу и его братья по жизни! Просто так погибли ни в чем не повинные люди. Бац – и все! Как слепые котята, из-за ошибки лидера группы при заходе на посадку в Камрани, они столкнулись с сопкой... Саша Сыровой, Боря Григорьев, Коля Гречанов и Коля Кордюков. Три самолета и четырех летчиков унесла в свои джунгли вьетнамская сопка. Откровенно говоря, Сережка мучился болями в желудке давно. Я обратил на это внимание на лагерных сборах, куда наш полк перебазировали в связи с ремонтом ВПП в Кубинке. Но Клим понимал, что станет скоро командиром группы, ему водить и учить ребят. Поэтому нужно было проходить ВЛК «как угодно гладко». А это роковое заболевание, видимо, только от нервов! Летчики всех рангов не забудут филигранно грамотную посадку Сергея Николаевича Климова в Братиславе на его любимом Су-27 №15! Когда Серега показал мне видеозапись посадки «Сушки» БЕЗ ШАССИ (!) – я, честно говоря, просто обалдел. Когда же проанализировал параметры его посадки по регистратору, то окончательно понял, что Клим не просто АС, он – СУПЕР АС! Я показал эту видеозапись отцу. В тот момент у него в гостях были ветераны из клуба Героев-фронтовиков. Они несколько раз просмотрели запись и сказали, что за ТАКОЕ нужно представлять к званию Героя! Но Климу Героя не дали. Сначала вообще хотели поставить крест на его летной карьере! Но нашлись трезвомыслящие начальники и спасибо им! В 2001 году Сережка стал командиром 1-й АЭ «Русские витязи», получил полковника, подготовил группу к показным полетам, т.е. выполнил свой воинский долг до конца. Каким бы сильным человеком Клим не был, но его сердце не смогло перенести три тяжелейших операции под общим наркозом. Он умер в Санкт-Петербурге. До последних минут с ним была его супруга Лена… Похоронили Сережку в кубинской земле рядом с погибшими в Камрани ребятами, рядом с его другом Николаем Кордюковым…
Березовская средняя общеобразовательная школа, в которой учился С.Н. Климов, носит его имя. В школе открыт музей С.Н. Климова. Странички о нём есть на многих авиационных сайтах. Сергея Николаевича очень по-доброму вспоминают огромное множество людей. И, значит, он до сих пор остаётся с нами.