Меню сайта |
|
|
Разделы |
|
|
Поиск |
|
|
... |
|
|
Объявления |
|
|
... |
|
|
... |
|
|
|
В его хоре пел Чайковский
В его хоре пел Чайковский
И.Ю.ТАТАРСКАЯ,
доцент кафедры философии и обществоведения
Курского областного ИПКиПРО
В 1862 году в
Петербурге произошло знаменательное событие – открылась бесплатная
музыкальная школа. Ее основателями стали молодой композитор М.А. Балакирев и
опытный уже хормейстер Г.Я. Ломакин.
|
А.Н. Серов писал по
этому поводу: "Пусть все, кому в самом деле дорого музыкальное образование
русских, начиная с первых элементов этого образования, кому дорого
распространение у нас для процветания искусства музыкальной грамотности,
помимо всех громких титулов и пышных величаний, обратят должное внимание на
основанную Ломакиным бесплатную школу пения”.
|
Ему вторил В.В.
Стасов: "Школа, которую основал недавно Ломакин, — такое явление, которого у
нас еще не было... Теперь существует бесплатная музыкальная школа; в
несколько месяцев она уже в состоянии давать такие концерты, которые признаны
всеми за превосходные, – это факты, которых не забудет история...”.
|
Хотя Гавриил Якимович
(Иокимович, Екимович) был вдвое старше Балакирева (ему исполнилось
пятьдесят), он энергично взялся за дело, "прельщаясь, – как сам писал, –
надеждою привлечь в эту школу массу народа со свежими голосами, дать
возможность талантам из бедных людей учиться бесплатно и, дав им музыкальное
образование, составить из них громадные хоры”.
|
Ломакин добивается у
Шереметева разрешения использовать его певческую залу для дневных занятий
школы.
|
"Число желающих
учиться в бесплатной школе, – писал Ломакин в "Автобиографических записках”,
– было с самого начала так громадно, что граф Шереметев, стоя у окна своего
дома, следил за приходящими в классы (в его дворце) и ужасался их
многочисленности: "Точно в церковь валят”, – говорил он своей старушке
Татьяне Васильевне”. Ломакин был под постоянной угрозой лишиться помещения
для своей школы и средств для ее существования. Учащиеся школы вряд ли знали,
каких трудов, хлопот и какой траты нервов стоило их музыкальное образование
учителю.
|
Гавриил Якимович помог
добыть для своего детища необходимые деньги, устроив платный концерт капеллы
Шереметева. Занятия начались 18 марта и проходили каждое воскресенье.
|
"К нам пришло в первый
раз до 200 человек, – сообщал Балакирев приятелю, – преимущественно студенты
медакадемий, фельдшеры и их ученики, а также уличные мальчишки!.. Голосов
много хороших, и все идет успешно, в будущем, кроме хорошего, ничего нельзя
ожидать”.
|
Программа,
разработанная для ребят, включала ознакомление с элементарной теорией музыки,
предусматривала занятия сольфеджио, сольным пением. Кроме этого, те, кто
намеревался стать учителем хора в сельской школе, могли заниматься на
скрипке. Об этом особенно хлопотал Стасов: "Готовьте нам учителей, Гавриил
Якимович, – говорил он Ломакину, – этого мало, что вы сами умеете учить: вас
не будет – и кончено! Нет, оставьте после себя учителей”.
|
В годовщину открытия
школы состоялся первый концерт, поставленный силами учащихся. В программе
стояли Гендель, Мендельсон, Россини, Бетховен, Моцарт. Концерт прошел с
большим успехом.
|
Ученики Ломакина пели
в Русской опере, Русском музыкальном обществе, почтамтском хоре, придворной
певческой капелле, хоре великого князя Николая Николаевича.
|
В репертуаре широко
представлены хоры из русских опер – Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Кюи,
множество хоров и отрывков из вокально-симфонических произведений Марчелло,
Генделя, Гайдна, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Монюшко, Берлиоза, Дж.
Паизиелло. Ломакин принес на концертную эстраду интонационный стиль
церковного пения. В его собственных произведениях, поддержанных Глинкой и
Одоевским , сочетались древнерусские напевы с хоровой техникой старых
западноевропейских мастеров.
|
А.Н. Серов в статье
"Залоги истинного музыкального образования в Санкт-Петербурге” отмечал:
"Публика петербургская, совершенно отвыкшая от музыкального исполнения хоров
с надлежащими оттенками, ощутила в концертах Ломакина как будто совсем новые,
неиспытанные наслаждения и рукоплескала неистово”.
|
По свидетельству
современников, в середине позапрошлого столетия не было дирижера лучше
Гавриила Якимовича ни в России, ни за рубежом.
Будущий хормейстер
родился 25 марта (6 апреля) 1812 года в Курской губернии в семье приказчика,
крещен в Николаевской церкви слободы Борисовки, принадлежавшей семье графов
Шереметевых, тех самых, которые владели известным в истории архитектуры
прекрасным останкинским дворцом в Москве и усадьбой Кусково.
|
Вся семья Ломакиных
была очень музыкальной. Еще в 1812 г. в списке певчих, подготовленных к
посылке в столичный хор, среди десяти других детей названы семилетний Алексей
Ломакин (альт) и двадцатилетний Василий Ломакин (тенор). Они успешно
выдержали проверку музыкальных способностей и были зачислены в капеллу Д.Н.
Шереметева. Впоследствии в крепостной капелле Шереметевых служил учителем
певчих младший брат Гавриила – Степан Акимович Ломакин.
|
Музыкальные
способности Гавриила обнаружились рано. Начальное певческое воспитание он
получил в борисовской полупрофессиональной капелле и хоре Николаевской
церкви, где был солистом. Когда Борисовку посетил капельмейстер Линицкий, он
заметил одаренность Гавриила и направил его в Петербург.
|
В своих
"Автобиографических записках” Гавриил Якимович рассказывает, что представляла
собой капелла Шереметевых в 20-е годы. Пора расцвета ее деятельности была
позади, перестал существовать и великолепный театр. Хор постепенно умирал.
Были забыты лучшие его традиции, а о былом образовании певчих нечего было и
говорить. Нарядная концертная униформа не могла скрыть недостатков
музыкального и вокально-слухового воспитания: "Певчие едва знали ноты, о делении
нот и об интонации не имели понятия, разучивали сочинения Бортнянского и
других не иначе, как с помощью скрипки, и в продолжение целого месяца
разучивали один концерт, да и то было шаткое знание: кто посильнее, тот и вел
весь хор. Простое пение шло как-то произвольно, невежественно, вожаком был
кто-нибудь из старых певчих, знавших напев по слуху. Если б ему вздумалось
остановиться или соврать, то и весь хор путался и останавливался, что и
случалось нередко. Думали тогда, что иначе и быть не может”.
|
Десятилетний мальчик
был столь трудолюбивым и талантливым, что, когда ему минуло восемнадцать,
хозяева сделали его руководителем хора, а в двадцать шесть дали вольную.
|
Ломакин проявил себя
как упрямый и на редкость целеустремленный музыкант. Он самостоятельно нашел
возможность брать уроки игры на скрипке и фортепиано, "переиграл и
перетвердил” сотни этюдов, "все сонаты Бетховена, Вебера, Моцарта, фуги Баха
и пр.”, прочитал имевшуюся в библиотеке Шереметева литературу о творчестве
выдающихся музыкантов. Для оплаты консультаций сам давал платные уроки. В
отличие от деда – Петра Борисовича Шереметева, считавшего необходимым давать
соответствующее образование тем из крепостных, от кого он ожидал высоких
достижений в искусстве, молодой граф не утруждал себя заботами о воспитании
музыкантов. Дмитрий Николаевич Шереметев наблюдал со стороны, как Гавриил,
оторванный от родителей, отказывал себе не только в маленьких детских
радостях крепостного дворового, но нередко и в еде, тянулся к учебе. Столько
времени и сил иной раз затрачивалось впустую из-за отсутствия умной и доброй
руки учителя.
|
В 1825 г. на должность
учителя певчих был приглашен известный капельмейстер императорских театров,
учитель пения Петербургского театрального училища и Смольного института
итальянец Антонио Сапиенца (1755 —1829). Помимо ко многому обязывающих
официальных должностей маэстро имел большую частную практику, в том числе и в
доме Шереметевых: здесь в свое время он учил пению Дегтярева и П. И.
Жемчугову; в последние годы у него брал уроки ее сын – граф Д.Н. Шереметев.
При новом капельмейстере началось возрождение хора. Опытный педагог заметил
даровитого певчего Ломакина. Поощряя его увлеченность музыкой, Сапиенца
иногда разрешал ему дирижировать хором. К сожалению, этим ограничилось его
участие в судьбе Гавриила. Тем не менее моральная поддержка маэстро имела
большое значение для крепостного певчего, и, находясь в зените славы, Ломакин
вспоминал о нем с благодарностью.
|
Несмотря на введенные
образованным итальянцем хорошую манеру, некоторую науку и вкус, пение,
преобладающее при богослужении, оставалось без всякого руководства. Более,
чем кто-либо из современников, отвечая требованиям светского учителя певчих,
Сапиенца не знал православных напевов. Этого оказалось достаточно, чтобы
отказаться от его услуг в качестве дирижера. За маэстро оставили обучение
хористов "итальянскому пению”.
В 1830 г. Д.Н.
Шереметев назначил новым руководителем своего хора восемнадцатилетнего
Гавриила Ломакина.
|
Так юноша впервые
получил возможность проявить свой талант и организаторский дар. Тем более что
после ухода из капеллы курянина Дегтярева капелла переживала не лучшие
времена: насчитывала около трех десятков человек, исполнение которых не
отличалось ни стройностью, ни силой звучания; репетировали они по слуху, ибо большинство
не знало нотной грамоты.
|
Молодой педагог
возымел смелость в корне изменить это положение. Занимаясь без устали,
настойчиво давал ученикам систематические знания, добиваясь настоящего
профессионализма.
|
Сделать это было
непросто, так как ни доступных отечественных, ни переводных руководств по
музыкальной грамоте и методике обучения хоровому пению практически не
существовало, и Ломакин сам принимается за составление собственных
методических разработок. Попытки ввести в работу над репертуаром элементы
сольфеджио среди хористов, особенно старших, привыкших к пению "по слуху”,
вызвали недовольство. Податливее оказались малолетние певчие. Лишь убедившись
на примере детей в пользе новшеств, приняли их и взрослые.
|
Ломакин переводит на
русский язык двадцать два тома теоретических и "инструктивных” работ
известного чешского теоретика, композитора Антонина Рейха (1770 — 1836).
|
Вскоре молва о
талантливом хормейстере облетела столицу. Гавриила наперебой приглашают
преподавать пение чуть ли не во все ее учебные заведения: Павловский
кадетский корпус, Воспитательное общество благородных девиц, Смольный
институт, придворная певческая капелла, Лицей, Пажеский корпус, гимназии. К
этому списку следует добавить училище правоведения, где в хоре под
управлением Ломакина пел сам Чайковский.
|
Спустя много лет в
предисловии к "Автобиографическим запискам” Ломакина Стасов писал:
|
"Я узнал Ломакина в
училище правоведения еще в 1837 или в 1838 году и с тех пор был с ним в
продолжение почти пятидесяти лет в самых дружественных отношениях. С самого
начала нашего знакомства я вместе с остальными товарищами по правоведению
очень любил и ценил его доброту, любезность, милое обращение, отсутствие
учительски-деспотических приемов. Впоследствии я стал ценить в нем высокие
музыкальные его качества, любовь и понимание настоящей музыки и редкое умение
не только управлять и двигать хором, но еще достигать посредством него
эффектов глубоко художественных”.
|
Ломакин быстро стал
одной из главных фигур музыкального Петербурга, прочная дружба связывает его
с Глинкой и другими музыкантами.
|
Глинка любил посещать
Ломакина, пел у него свои романсы, беседовал по вопросам музыки. В 1839 году
Михаил Иванович посвящает Гавриилу романс "Не требуй песен от певца”.
|
Рассказывая в
автобиографических "Записках” о днях работы над оперой "Жизнь за царя”,
Глинка вспоминал: "Ломакин, с которым я тогда познакомился, содействовал
моему труду... Собственным постоянным трудом и талантом достиг почетного
места между преподавателями музыки и искренно любим и уважаем всеми, его
знающими”.
|
Ломакин всегда был
желанным гостем в семье композитора. Здесь встретился с будущей женой,
родственницей Глинки. Михаил Иванович вспоминал: "Миловидная 14-летняя
девушка Надежда Андреевна Содольская <...> была у нас домашнею, она очень
недурно играла уже на фортепиано, впоследствии она вышла замуж за Г.Е.
Ломакина”.
|
Воспитанником Ломакина
был Юрий Николаевич Голицын (1823 —1872) — сын выдающегося виолончелиста и
музыкального общественного деятеля Н.Б. Голицына (1794 —1866), который
находился в дружественных отношениях с Бетховеном. После окончания Пажеского
корпуса Ю.Н. Голицыну присвоили чин камергера. Он предпочел отставку и в
девятнадцатилетнем возрасте организовал певческую капеллу из крепостных
крестьян своего имения и вел с ней активную концертную деятельность.
|
Несколько десятилетий
Ломакин был связан узами творческого содружества с одним из крупнейших
общественных деятелей русской музыкальной культуры середины XIX века,
выдающимся виолончелистом Матвеем Юрьевичем Вильегорским (1794 — 1866).
Являясь одним из руководителей Симфонического, Концертного, Русского
музыкального общества, Матвей Юрьевич Вильегорский оказывал большое
содействие Ломакину в предпринятом им преобразовании церковного хора
Шереметевых в капеллу с высокохудожественным репертуаром, по его инициативе
Ломакин был приглашен в состав ведущих педагогов музыкальных классов русского
музыкального общества и привлечен в состав руководства. Используя свой
авторитет, Матвей Юрьевич Вильегорский оказал немало услуг Ломакину в годы
создания бесплатной школы.
Годы 60-е – вершина
деятельности Гавриила Якимовича. Он не жалел времени и сил, всего себя
отдавая работе дирижера и педагога бесплатной школы и шереметевской капеллы.
Огромной и неизменной популярностью пользовались концерты обоих хоров, в
которых наряду с древней музыкой все чаще звучали и новые произведения
русских авторов. Именно он первым познакомил слушателей с фрагментами из опер
"Рогдана” Даргомыжского, "Князь Игорь” Бородина, "Майская ночь” и "Псковитянка”
Римского-Корсакова (считавшего себя его учеником), "Хованщина” Мусоргского,
хорами Кюи.
|
На фоне успехов
бесплатной школы учащались и нападки на нее реакционных критиков, которые
музыкант болезненно переживал. В начале 1869 г. он отказался от управления
ею. Капелла Шереметева благодаря хормейстерскому таланту Ломакина к середине
XIX века стала лучшей в Петербурге среди частных и соперничала с придворной
капеллой.
|
Исполнение
шереметевской капеллы отличалось идеальной технической слаженностью: великолепным
строем и ансамблем, безупречной интонацией и артикуляцией, эмоциональностью,
тонкой нюансировкой.
|
К концу 50-х годов она
приобрела положение неофициального музыкального центра, вокруг которого
группировались любители и знатоки хорового искусства; она была своеобразным
магнитом, к которому тяготели лучшие отечественные музыкальные силы. В
певческом зале "Фонтанного дома” с удовольствием пели с хором или под
аккомпанемент Ломакина талантливая певица П.И. Бартенева, гениальный
итальянский певец Дж. В. Рубини и другие.
|
|
Для Ломакина
шереметевская капелла оказалась едва ли не главным делом всей жизни, ей он
отдал около шестидесяти лет. Здесь он сформировался как отличный певчий, стал
одним из ведущих в России вокальных педагогов; здесь получил первые уроки,
вырос в крупнейшего хорового дирижера с европейской славой; для певчих
капеллы он создал первые учебно-методические пособия по музыкальной грамоте,
сольфеджио, постановке голоса; ими широко пользовались в народных школах. В
капелле шло становление Ломакина как композитора: она была той лабораторией,
где он проверял написанное, шлифовал его.
|
Военное ведомство
литографирует его аранжировки и распространяет их по провинциальным корпусам.
|
Одновременно Ломакин
начинает педагогическую работу в театральном училище. Здесь у него учились
братья Лядовы – Александр и Константин. Первый стал дирижером балетных
спектаклей в императорском театре, второй – главным капельмейстером русской
оперы в Петербурге. Впоследствии у Ломакина училась замечательная русская певица
Анна Яковлевна Воробьева (1816 — 1901) – первая исполнительница партии Вани в
опере "Иван Сусанин” и Ратмира в "Руслане и Людмиле” М.И. Глинки; у него
получил певческую подготовку разносторонне одаренный известный музыкальный и
общественный деятель Николай Саввич Мартынов (1813—1864); он был наставником
многих других известных в свое время профессиональных музыкантов. В училищном
хоре, руководимом Ломакиным, любил петь соло, особенно в хоровых концертах
Л.С. Гурилева и Дегтярева, знаменитый тенор Петербургского Большого театра
Василий Михайлович Самойлов (1782—1839).
|
Покинув школу, Гавриил
Якимович еще несколько лет руководил хором Шереметева, причем в начале 70-х
содержал его на свои средства, так как материальное положение владельцев
коллектива пошатнулось. Но к маю-июню 1872 года все его денежные запасы
истощились.
|
На почве душевного
перенапряжения у него началось сложное психическое заболевание, связанное с
полной потерей памяти, частичной потерей речи и полнейшим равнодушием ко
всему окружающему.
|
Однако последние годы
жизни Ломакин все-таки посвятил организации небольшой капеллы у Шереметевых –
камерного хора, в короткий срок достигшего удивительной тонкости и
совершенства исполнительского мастерства. Собственно говоря, именно этот хор,
состоявший всего из четырнадцати человек, и стал предтечей нынешних, столь
распространенных у нас камерных хоров.
|
Но это уже последнее
создание дирижера. Силы его были на исходе, болезни не позволяли
систематически работать.
|
Умер Гавриил Якимович
21 мая 1885 г. в Гатчине.
|
Среди сочинений
Ломакина – кантаты, хоры, фантазии на русские народные песни, романсы,
духовные произведения и переложения знаменных распевов. Им написаны также
"Краткая метода пения”, "Руководство к обучению пению в народных школах”,
"Автобиографические записки”.
|
Он одним из первых
начал создавать хоровые обработки народных песен. Собирание и аранжировка
музыкального фольклора для хора без сопровождения составили целую эпоху в
русской музыке, нашедшую блестящих продолжателей в лице Н.А. Римского-Корсакова,
П. И. Чайковского, С.И. Танеева, А.Т. Гречанинова, П.Г. Чеснакова, а в наше
время А.В. Свешникова, А.Г. Новикова, Г.В. Свиридова и других.
Литература
|
1. Горяйнов Ю.С. Г.Я.
Ломакин. Дирижер. Композитор. Учитель. М., 1984.
|
2. Ломакин Г. Автобиографические
записки // "Русская старина”, 1886, т. 49, 50, 51.
|
3. Ломакин Г.
Руководство к обучению пению в народных школах. СПб., 1866.
|
4. Стасов В.В.
Двадцатипятилетие Бесплатной музыкальной школы // Исторический вестник. 1887,
№3. С. 599-642.
|
5. Стасов В.В. Концерт
певчих графа Шереметева // Музыкальный и театральный вестник. 1856, № 9.
|
Ссылка - http://www.jeducation.ru/1_2003/108.html
|
Категория: Профессия и люди. | Добавил: юрий (11.03.2012) |
Просмотров: 1351 | Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
Статистика |
Онлайн всего: 17 Гостей: 17 Пользователей: 0
|
|
... |
|
|
... |
|
|
... |
|
|
Официальные
сайты района
|
|
|
... |
|
|
Форма входа |
|
|
|